1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1029

Минфин меняет порядок ведения реестра налогоплательщиков

Несмотря на свое право с 1 января 2009 г. определять правила ведения реестров налогоплательщиков, Минфин России только сейчас взялся за этот вопрос. На днях он опубликовал на своем сайте проект приказа «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков».

Статья 84 Налогового кодекса РФ, в которой определен порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, прямо предусматривает наличие порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. До 1 января 2009 г. полномочия его определять были предоставлены законодателями Правительству РФ. Соответствующее постановление было принято Правительством РФ в 2004 г. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 были утверждены не только Правила ведения ЕГРН (далее — Правила), но и Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации.

Согласно изменениям, внесенным в п. 8 ст. 84 НК РФ ст. 60 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ, с 1 января 2009 г. это полномочие делегировано Министерству финансов РФ.

Отметим, что, по мнению Конституционного суда РФ, Правительство РФ в отдельных положениях Правил превышало свои полномочия в области налогового администрирования (Определение КС РФ от 25.01.2007 № 74-О-О).

Обратимся к тексту проекта и посмотрим, что же предлагается изменить.

При сравнении Правил и проекта порядка, предлагаемого Минфином России, сразу можно отметить, что по сути ничего нового порядок не предусматривает. Проект документа лаконичен и в целом дублирует ключевые положения Правил.

В проекте уточняются некоторые положения Правил и в приложении приведены структурированные перечни сведений, которые должны содержаться в ЕГРН.

Также отметим, что Правилами предусмотрено хранение в архиве сведений, исключенных из реестра.

Минфин России в своем документе предлагает исключать из ЕГРН сведения по истечении трех лет со дня снятия с учета в налоговом органе организации или физического лица по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, и только после этого переносить их в архив. Документы на бумажном носителе и электронные документы, являющиеся основанием для ведения реестра, будут, как и прежде, храниться в налоговых органах.

Пожалуй, самой содержательной частью порядка, предлагаемого Минфином России, является подробный состав сведений, которые должны содержаться в ЕГРН: о российских организациях, об иностранных организациях, о физических лицах. Как уже отмечалось, эти перечни приведены в приложении к нему и сформированы на основе установленных в Правилах сведений, представляемых органами, учреждениями, организациями и физическими лицами в налоговые органы.

Предполагается, что новый приказ вступит в силу 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. До этого момента ему еще предстоит пройти регистрацию в Минюсте России.

Напомним, что согласно п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе считаются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ.

К сведению

Состав сведений, содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков

В состав сведений о российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, включаются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование организации и иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, которые предусмотрены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением подп. «а», «е», «о», «с» п. 1 ст. 5 указанного Федерального закона;

2) основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации организации;

3) дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации организации;

4) наименование и код налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет организации;

5) дата постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) код причины постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе;

8) серия, номер и дата выдачи Свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;

9) номер и дата выдачи Уведомления о постановке на учет (о снятии с учета) российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации;

10) сведения об обособленных подразделениях организации;

11) сведения об объектах недвижимого имущества, принадлежащих организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

12) сведения о принадлежащих организации транспортных средствах;

13) сведения о зарегистрированных объектах игорного бизнеса организации;

14) сведения о видах деятельности организации, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также сведения о местах осуществления организацией соответствующей деятельности;

15) сведения об участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации организации — плательщику налога на добычу полезных ископаемых, и о предоставлении ей прав на пользование участками недр;

16) сведения о счетах организации в банках;

17) сведения об участии организации в соглашении о разделе продукции;

18) дата последнего представления организацией в налоговый орган документов отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах;

19) дата начала (окончания) применения организацией упрощенной системы налогообложения;

20) дата присвоения (лишения) организации статуса резидента особой экономической зоны.