1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2101

Новые правила составления сводного плана проверок

Генпрокуратура утвердила новые правила формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приказ от 11.08.2010 № 313). Станут ли проверки более упорядоченными и предсказуемыми для предпринимателей?

Неизменные основы

Большинство норм новых правил воспроизводит отдельные положения прежних, утвержденных приказом Генпрокуратуры РФ от 02.10.2009 № 319. Так, п. 10 новых правил дословно повторяет п. 9 старых, действующий п. 8 соответствует утратившему силу п. 14, п. 16 — п. 5 и т.д.

Неизменными остались общие принципы и порядок формирования ежегодного сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Важнейшие положения этого порядка опираются на нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Однако отдельные нововведения могут сделать процесс планирования проверок более упорядоченным, повысить качество составления плана, а сами проверки — более предсказуемыми для предпринимателей.

Прогрессивные новеллы

Пунктом 15 новых правил скорректированы сроки каждого этапа формирования проекта сводного плана по сравнению со сроками, установленными п. 4 старых правил. Они увеличены, надеемся, с целью предоставить каждому подразделению прокуратуры больше времени на квалифицированное изучение и формирование планов. Правда, увеличение незначительно. В любом случае требования о публикации плана проверок до 31 декабря года, предшествовавшего году проведения проверки, эта корректировка не отменяет.

Расширен перечень требований к форме ежегодного плана проверок.

Согласно п. 12 прежних правил в ежегодных планах указывались:

  • наименование юридических лиц, ФИО индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
  • наименование органа государственного или муниципального контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку;
  • цель, основание, предмет и вид каждой плановой проверки;
  • дата и сроки проведения каждой плановой проверки.


В соответствии с п. 7 новых правил ежегодные сводные планы проверок, помимо этих сведений, должны содержать:

  • адрес фактического осуществления предпринимательской деятельности (субъект Российской Федерации, поселение, наименование улицы, номер дома);
  • ОГРН и ИНН проверяемого;
  • наименование органа государственного или муниципального контроля, совместно с которым проводится проверка.


Кроме того, в основаниях для проведения проверки должны быть отражены дата государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), дата окончания последней проверки, дата начала осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности. Наконец, ежегодные планы проведения проверок должны в полном объеме соответствовать типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Сделать более удобным доступ предпринимателей и всех заинтересованных лиц к информации сводного плана проверок призваны п. 18 и 19 новых правил. В соответствии с ними ежегодные планы проверок размещаются не только на сайте Генпрокуратуры, но и на официальных сайтах контролирующих органов, а также на сайтах всех прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним транспортных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур в пределах субъекта Федерации либо компетенции специализированной прокуратуры как часть единого сводного плана.

Подобное требование расширяет круг электронных источников данных о сводных проверках по сравнению с требованием Федерального закона № 204-ФЗ, согласно которому они должны размещаться лишь на сайте Генеральной прокуратуры (соответствующий баннер можно сейчас найти на главной странице ее сайта). В пункте 7 ст. 9 Федерального закона № 204-ФЗ указано, что Генпрокуратура размещает ежегодный сводный план проведения проверок на своем сайте до 31 декабря текущего календарного года. Представляется, что это требование о времени размещения целесообразно было бы распространить и на сайты проверяющих органов и региональных и специализированных прокуратур.

В пункте 11 новых правил между прокуратурами разных уровней распределены полномочия по рассмотрению проектов ежегодных планов проверок. Так, прокуроры городов отныне рассматривают проекты и составляют план проверок, осуществляемых муниципальными органами надзора и контроля. Региональные прокуратуры — для соответствующих региональных проверяющих, транспортные прокуроры — для проверяющих органов транспортной сферы, иные специализированные прокуратуры — для контролеров в соответствующей сфере.

Данная мера может повысить компетентность при планировании проверок, а значит, и адекватность самих проверок за счет привлечения к составлению планов проверок в каждой сфере и каждой местности именно тех прокуроров, которые по долгу службы должны лучше всего знать работающих там предпринимателей. Однако в условиях коррумпированной системы управления законодательное закрепление такой специализации может привести к прямо противоположному результату: в каждой местности и отрасли принцип кумовства будет превалировать над целесообразностью и даже законностью при проведении проверок.

Пунктом 20 новых правил ограничиваются возможности по внесению изменений в утвержденный план проверок. Отныне это допускается лишь в том случае, когда невозможно провести плановую проверку в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением им или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 11.08.2010 № 313 в целом является шагом на пути развития нормативной базы, обеспечивающей работу Закона № 294-ФЗ. Если бы этот закон имел более широкую сферу применения, можно было даже надеяться, что развитие соответствующей нормативной базы облегчит предпринимательскую деятельность в России.

К сведению

Порядок проведения проверок, предусмотренный Законом № 294-ФЗ, не распространяется:

  • на действия органов госнадзора по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства, при проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции (п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ);
  • действия государственных органов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия (п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ);
  • действия госорганов при административном расследовании (п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ);
  • действия государственных органов при проведении финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ);
  • действия госорганов в ходе контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора (п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ);
  • действия государственных органов при проведении контроля за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ);
  • действия госорганов при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве (п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ);
  • осуществление госконтроля в пунктах пропуска через границу (п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ);
  • осуществление контроля за целевым использованием земель, лесов и водных объектов (письмо Минэкономразвития России от 31.03.2010 № Д05-919);
  • осуществление контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции (постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 1130/10 по делу № А40-85045/09-80-464);
  • осуществление контроля выполнения норм и правил по обеспечению чистоты и благоустройства при проведении земляных, ремонтных и иных видов работ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2010 по делу № А31-5625/2009);
  • отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченным органом проверки соблюдения предприятием обязательных требований законодательства о пожарной безопасности (постановление ФАС Московского округа от 24.05.2010 № КА-А41/4049-10 по делу № А41-35384/09).