1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 6207

Проверка санитарной обстановки в офисах

Контроль за соблюдением требований санитарного законодательства осуществляют территориальные подразделения Роспотребнадзора. Прийти с проверкой они могут в любую организацию независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности. Но что они могут проверить в офисе, в котором не осуществляется производство или продажа товаров, а, например, работают клерки?

Cанитарное законодательство состоит из Федерального закона от 31.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ), нормативных правовых актов РФ, в частности санитарных правил и норм (СанПиН), устанавливающих санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Проверка соблюдения организациями и предпринимателями санитарных требований осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом № 52-ФЗ и Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569.

Проверки бывают плановые (проводятся не чаще одного раза в три года) и внеплановые (поводом для них могут быть заявления граждан, юридических лиц или предпринимателей). Проводятся они по месту нахождения хозяйствующего субъекта с осмотром помещений, оборудования и с ознакомлением документов. Не пустить сотрудников Роспотребнадзора нельзя. Их право беспрепятственно посещать территорию и помещения проверяемых объектов закреплено в п. 1 ст. 50 Закона № 52-ФЗ. Спасти может только отсутствие на месте руководителя или иного лица, уполномоченного представлять интересы проверяемой организации (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Проверка начинается с визуального осмотра помещения.

Техника

Компьютерная техника проверяется на соответствие требованиям по качеству (наличие сертификатов производителя), месту расположения в офисе, уровню шума и концентрации веществ, которые она производит и выделяет в воздух во время работы.

Помещение, в котором находятся компьютеры, и рабочие места пользователей должны соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118. Площадь одного рабочего места должна быть не менее 4,5 кв. м, рабочего стола — 600 мм/500 мм/450 мм (в/ш/г). Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног. Естественный свет должен падать преимущественно слева, для искусственного освещения рекомендовано использовать люминесцентные лампы.

Уровни шума и вибрации не должны превышать допустимых значений, установленных для данного вида работ. Допустимые уровни звукового давления определены в приложении № 1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340. Шумящее оборудование (например, принтеры и серверы), уровни шума которых превышают нормативы, должны находиться в отдельных помещениях.

Работа с копировальным оборудованием, к которому относится обычный настольный ксерокс, осуществляется в соответствии с СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 № 107. Санитарные требования установлены как к самому копировальному оборудованию, так и к помещению, в котором он находится, к воздуху, отоплению, вентиляции.

Микроклимат офиса

Требования к микроклимату офиса (помещения) определены в СанПиН 2.2.4.548-96, утвержденных постановлением Госкомсан­эпиднадзора России от 01.10.96 № 21, и состоят из требований к температуре воздуха и поверхностей помещения (стен, потолка, пола), относительной влажности и скорости движения воздуха, интенсивности теплового облучения.

Так, для работников сферы управления, осуществляющих работу сидя, с незначительным физическим напряжением (категория Iа), температура воздуха в помещении в холодный период времени должна составлять 22—24° C, а в теплый период — 23—25° C. Причем при температуре воздуха на рабочих местах выше или ниже допустимых величин время пребывания (непрерывно или суммарно за рабочую смену) должно быть ограничено. Например, при температуре воздуха в помещении 29° C время пребывания работника на рабочем месте не должно превышать трех — шести часов в зависимости от категории работ.

Измерения показателей микроклимата в целях контроля их соответствия гигиеническим требованиям должны проводиться в холодный период года в дни с температурой наружного воздуха, отличающейся от средней температуры наиболее холодного месяца зимы не более чем на 5° C, в теплый период года — в дни с температурой наружного воздуха, отличающейся от средней максимальной температуры наиболее жаркого месяца не более чем на 5° C. Частота измерений в оба периода года определяется стабильностью производственного процесса, функционированием технологического и санитарно-технического оборудования.

Помимо микроклимата в офисе сотрудники Роспотребнадзора проверяют выполнение работ по обеззараживанию помещений офиса, мебели, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Дезинфекция, дератизация, дезинсекция

Мероприятия по обеззараживанию включают в себя проведение дезинфекции (уничтожение микроорганизмов и их переносчиков), дератизации (уничтожение грызунов) и дезинсекции (тараканов, блох, муравьев).

Общие требования к проведению дезинфекции закреплены в СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 131, а особенности — в нормативных актах субъектов РФ, например в Москве — в постановлении Правительства Москвы от 30.12.2003 № 1065-ПП «О совершенствовании организации и проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах города Москвы».

Так, дезинфекция помещений на территории г. Москвы проводится при осуществлении текущей или генеральной уборки. При проведении текущей уборки дезинфекционные работы могут выполняться своими сотрудниками, а во время генеральной уборки — своими сотрудниками либо с привлечением специализированной организации, имеющей санитарно-эпидемиологическое заключение на проведение указанных работ. Обязательной дезинфекции подлежат места общего пользования в офисах.

Проведение дезинсекции и дератизации помещений осуществляется своими силами при наличии соответствующих условий (например, спецодежды, приманок для грызунов) или специализированными организациями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на право проведения дезинсекционных и дератизационных работ, на основании соответствующих договоров.

Дератизация осуществляется ежемесячно в производственных, общественных помещениях, зданиях, сооружениях, имеющих особое эпидемиологическое значение и указанных в п. 2.4 Санитарно-эпидемиологических требований к проведению дератизации СП 3.5.3.1129-02, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002 № 24. На других объектах дератизация осуществляется по эпидемиологическим и санитарно-гигиеническим показаниям. Перечень мероприятий, которые должны выполнять лица, эксплуатирующие здания и помещения, определен в п. 3.3 СП 3.5.3.1129-02 (в частности, своевременный ремонт отмосток, дверных, оконных проемов, мест прохождения коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях).

Дезинсекция проводится при необходимости по результатам контрольных обследований, которые проводятся один раз в месяц, за исключением организаций, указанных в п. 5.2 СанПиН 3.5.2.1376-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 126.

Помимо помещения обязательной дезинфекции подлежат также системы кондиционирования воздуха, к которым относятся центральные и индивидуальные (бытовые) кондиционеры. Их обслуживание осуществляется организацией-установщиком или сервисной службой, проводящей дезинфекционные работы на основании договора. Периодичность проведения профилактических работ по дезинфекции систем кондиционирования может устанавливаться субъектами РФ. Так, в Москве дезинфекция промышленных и бытовых кондиционеров в помещениях должна проводиться не реже одного раза в квартал, причем ответственность за своевременное и качественное проведение дезинфекции элементов систем вентиляции и кондиционирования воздуха несут организации, эксплуатирующие эти помещения (п. 3.3 постановления Правительства Москвы от 30.12.2003 № 1065-ПП).

Учет дезинсекционных и дератизационных работ в офисе ведется в соответствующем журнале, который нередко называют санитарным паспортом объекта. При проверке офиса сотрудники Роспотребнадзора могут потребовать этот журнал, договоры на проведение дезинфекции, дератизации и дезинсекции, а также акты выполненных работ.

Ответственность

За нарушение санитарных правил и норм организация или ее должностные лица, предприниматели могут быть привлечены в лучшем случае к административной ответственности, предусмотренной главой 6 КоАП РФ, в виде штрафа или приостановления деятельности до 90 суток, в худшем (если нарушение повлекло массовое заболевание, отравление людей или смерть) — к уголовной ответственности (ст. 236 УК РФ). Кроме того, организация (предприниматель) обязана возместить вред, причиненный личности в связи с нарушением санитарных правил, в полном объеме в порядке главы 59 ГК РФ.

Перечисленные санитарные правила и нормы обязательны для всех организаций. Однако для некоторых видов деятельности (например, парикмахерских услуг) утверждены дополнительные санитарные требования.

К сведению

Согласно п. 5.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 кратность контрольных обследований для проведения дезинсекции составляет для организаций торговли, общественного питания, пищевой промышленности, заселенных членистоногими, четыре раза в месяц, не заселенных членистоногими — два раза в месяц, для лечебно-профилактических, дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений отдыха и оздоровления детей, объектов коммунально-бытового назначения — два раза в месяц.