1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 621

Налоговые агенты против ФНС — счет 1:1

Налоговые агенты против ФНС — счет 1:1

Налоговые агенты не обязаны указывать в форме 2-НДФЛ сведения о перечисленных в бюджет суммах налога на доходы физических лиц (Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 4221/06).

Приказ Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц» создал ряд сложностей для организаций, которые выдают своим сотрудникам справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Проблема заключалась, в частности, в том, что раздел 6 этой формы предусматривал указание организацией информации о перечислениях в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, что не устраивало многих налоговых агентов.

Кроме того, налоговые инспекции отказывались принимать справки, составленные по форме, действовавшей до издания Приказа ФНС от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@. В результате бухгалтерам приходилось повторно составлять справки на тех работников, сведения о которых уже составлялись по старой форме.

Наконец, у организаций возникали вопросы по поводу того, нужно ли подавать в налоговые инспекции сведения, касающиеся тех лиц, по отношению к которым организация не является налоговым агентом (индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов).

Ответы на эти вопросы дает недавно обнародованное Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 4221/06.

Доводы налогового агента

Общество с ограниченной ответственностью, которое оспорило в суде Приказ ФНС от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ (далее — Приказ), потребовало признать этот документ полностью недействующим. При этом представители общества ссылались на целый ряд обстоятельств.

1. Приказ обязывает агентов представлять налоговому органу сведения, касающиеся личных данных налогоплательщиков, в том числе тех лиц, по отношению к которым заявитель не является налоговым агентом.

2. Приказ возлагает на налоговых агентов не предусмотренные законом обязанности по двойному учету доходов физических лиц, что противоречит положениям НК РФ.

3. Согласно разделу 6 Справки о доходах налоговые агенты обязаны представить сведения о перечислении налога в бюджет: указать ОКАТО, код бюджетной классификации и перечисленную сумму налога на доходы по каждому физическому лицу. Между тем это требование Приказа не основано на нормах НК РФ, который обязывает налоговых агентов представлять в органы ФНС сведения только о суммах начисленных и удержанных налогов.

Налоговый агент перечисляет НДФЛ единым платежом по всем сотрудникам, получающим доход. Следовательно, налоговые органы не вправе истребовать у него сведения о перечислении НДФЛ по каждому сотруднику.

В ответ на это представители ФНС заявили в суде, что оспариваемый Приказ вовсе не требует повторно выдавать справки о доходах. А отказ принимать справки о доходах физических лиц за 2005 год, составленные по старой форме, не более чем прихоть чиновников местных налоговых инспекций. В тексте самого Приказа не содержится оснований для отказа в приеме старых справок.

Кроме того, по мнению юристов ФНС, налоговые агенты не всегда правильно понимают смысл положений Приказа, который не требует от них представлять в налоговые органы сведения, касающиеся личных данных работников, а также индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.

Что же касается указания в справках о доходах сведений о перечисленных в бюджет суммах НДФЛ, то налоговики настаивали на том, что эта обязанность агентов основывается на положениях подп. 3, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ.

Что решил суд

Судьи ВАС РФ согласились с доводами налогового агента лишь частично. В своем решении они указали, что п. 3 ст. 230 НК РФ, на основании которой выдаются справки о доходах, не предусматривает обязанность агентов указывать в них сведения о перечисленных суммах налога. Не предусмотрено указание этих сведений и в Положении о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

Ссылку ФНС на подп. 3, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ суд также не принял во внимание. В этих правовых нормах действительно предусмотрена обязанность налогового агента вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Но о том, что налоговый агент должен указывать сведения о перечисленных в бюджет суммах налога в Справке по форме 2-НДФЛ в п. 3 ст. 24 НК РФ, нет ни слова. Эта Справка не является документом, необходимым для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В связи с этим ВАС РФ признал Приказ ФНС России от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ недействующим в части включения в справку о доходах физического лица раздела 6 «Сведения о перечислении налога в бюджет». Данный раздел не соответствует п. 3 ст. 230 НК РФ, поскольку он возлагает на налогового агента дополнительные обязанности, не прописанные в налоговом законодательстве.

Буква закона

Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пункт 3 ст. 230 НК РФ

Ложка дегтя

В то же время остальные доводы заявителя суд признал необоснованными.

Арбитражные судьи полностью согласились с работниками ФНС в том, что оспариваемый Приказ не обязывает налогового агента повторно осуществить учет доходов физических лиц и выдать им справки за 2005 год по новой форме 2-НДФЛ.

Из текста Приказа также не следует, что налоговые агенты должны представлять в инспекции ФНС сведения, касающиеся личных данных налогоплательщиков, в том числе индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.

Как сказано в Решении ВАС РФ, действия должностных лиц налоговых органов по применению оспариваемого Приказа сами по себе не могут служить основанием для признания его полностью незаконным.

Тем не менее, несмотря на то что судьи отказались признать Приказ ФНС России от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ полностью недействующим, весьма вероятно, что теперь налоговое ведомство утвердит новую форму Справки о доходах. А до тех пор налоговым агентам не придется заполнять раздел 6 ныне действующей формы 2-НДФЛ.

Налоговые агенты обязаны:

● вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

● представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Подпункты 3, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ