1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 979

Россияне переносят финансовый оптимизм подальше в будущее

Центр стратегических исследований «Росгосстраха» подвел итоги очередного полугодового исследования потребительских настроений в России. Народ впадает в пессимизм.

Всего опрошено свыше 8000 человек в 40 городах страны, в том числе крупнейших.

Индекс потребительского настроения — интегральный показатель. Основа для его расчета — ответы респондентов на вопросы об изменении их доходов в прошлом, нынешнем году и через пять — семь лет, об изменении экономической ситуации в России и их городе в нынешнем году и через пять — семь лет. Индекс выводится методом суммирования отрицательных и положительных ответов с прибавлением 100 — для исключения отрицательных величин. Нейтральные ответы игнорируются.

Как видим, индекс Центра стратегических исследований «Росгосстраха» достаточно точно отражает экономическую ситуацию в стране: его минимальное значение зафиксировано весной 2009 г. после самого тяжелого периода экономического кризиса в России. А наивысшее значение пришлось на 2007 г. — на апофеоз бесшабашных заимствований на мировых финансовых рынках.

Некоторое снижение индекса весной 2010 г., по мнению авторов исследования, свидетельствует о том, что экономический рост в 1-м полугодии оказался заметно ниже ожиданий населения. Поэтому граждане более консервативно стали оценивать перспективы своих доходов.

Подтверждение тому и весьма быстрый рост вкладов в российских банках. Поскольку инвестициями эти вложения назвать нельзя (ставка депозита скорее всего не покроет потребительской инфляции), следует считать их исключительно средствами сбережения. Правда, рост кредитования населения весной 2010 г. возобновился, но его темпы далеки от докризисных, да и выдача новых кредитов только в апреле незначительно превысила погашение старых.

Авторы исследования подчеркивают, что снижение оптимизма прослеживается и в ответах на вопросы о перспективе на пять — семь лет. И это удручает. Прежде превалировали радужные настроения, теперь они более трезвые.

Есть и оптимистические моменты: заметно упала доля респондентов, считающих свое положение невыносимо плохим. Она находится на историческом минимуме за все время проведения исследования — 15%. Максимум недовольных пришелся на весну 2007 г. (25%) и весну 2009-го (21%). Возможно, кризис показал россиянам, что в действительности их положение отнюдь не критическое, и даже небольшое улучшение утешило их.

Динамика индекса потребительского настроения

Время опроса

Показатель индекса

Весна 2005 г.

116

Весна 2006 г.

121

Весна 2007 г.

132

Весна 2008 г.

130

Осень 2008 г.

123

Весна 2009 г.

112

Осень 2009 г.

125

Весна 2010 г.

123