Отечественные обувщики утверждают, что они еще существуют

| статьи | печать

Производство обуви в России за январь — май 2010 г. выросло на 26,2%, в том числе выпуск обуви с верхом из кожи — на 25%. Объемы продаж обувной продукции на российском рынке увеличились в среднем на 15—20%. Такие данные предоставили «ЭЖ» в Минпромторге России.

Данные Минпромторга подтверждают и участники этого сегмента рынка, в частности эксперты корпорации «Эконика», которая управляет одноименной обувной сетью. По словам вице-президента корпорации Сергея Саркисова, анализ ситуации однозначно показывает, что спрос на обувь в России восстанавливается. Однако и цены возросли на 15—20%.

Между тем весь 2009 г. продажи обувщиков падали. По данным Национального обувного союза, за год объем рынка сократился на 25—30% в натуральном выражении.

«Но теперь в сети „Эконика“ продажи в I квартале выросли на 10% в количественном выражении и на 37% — в рублях», — говорит С. Саркисов. Он объясняет это ростом числа собственных магазинов сети на 10% и ростом средней розничной цены пары за пять месяцев 2010 г. на 8—10%. В сети «Вестфалика» сопоставимые продажи в натуральном выражении увеличились на 27%, в «Пешеходе» — на 10%, отмечает директор управляющей сетями компании «Обувь России» Антон Титов. По его словам, «Обувь России» в 2009 г. подняла розничные цены в среднем на 20%, с начала 2010 г. — на 3—5%. По данным на середину мая, продажи коллекции «Осень — зима 2010» производителя обуви Ralf Ringer выше продаж коллекции «Осень — зима 2009» на 16%, по сезону «весна — лето» рост составил 18%, сообщил представитель компании Александр Греб.

Протекционизм действует, цены растут

Наметившийся в отрасли позитив заместитель директора Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга Олег Кащеев объясняет результатом мер, предпринятых властями для поддержки отечественных производителей. В частности, сказалось увеличение с 1 января 2010 г. в два раза таможенной пошлины на импортную обувь. Таможенные пошлины на комплектующие для производства обуви, хлопок, техническую нить, отдельные виды красителей для кожевенной промышленности, технологическое оборудование, не производимое на территории России, обнулены. Отменен НДС на ввоз практически всех видов технологического оборудования.

По словам чиновника, на 2010 г. выделено 300 млн руб. на субсидирование процентных ставок. Вводятся элементы прямого субсидирования для участников пилотных проектов в пяти областях страны — субсидируются прямые затраты на энергию, транспорт, продвижение товаров на рынок.

«Рассматривается вопрос о переходе обувных предприятий на упрощенную систему налогообложения. Сохраняется и субсидирование экспортеров, в основном работающих со странами СНГ. Экспорт российской обуви составляет 10% собственного производства, или примерно 13 млн пар. Так что разговоры о кризисе отрасли сильно преувеличены», — считает представитель Минпромторга.

Чиновник напомнил, что разработанная министерством и утвержденная правительством Стратегия предусматривает увеличение доли обуви отечественного производства на российском рынке с 10% в 2009-м до 50% к 2020 г.

Бизнес для оптимистов

Далеко не все участники обувного сектора российской экономики согласны с такой оценкой состояния рынка. Об этом, в частности, говорилось на прошедшем недавно в Москве Всероссийском форуме обувщиков.

На тяжелое положение отрасли обратил внимание участников форума президент Партнерства розничных обувных компаний Алексей Кистенев. По его словам, российские компании, вытесняемые китайскими, теряют долю на рынке в результате распространения «серых» схем поставок обуви.

«Оптовые рынки фактически превратились в казино, где крупнейшими игроками являются китайские производители и поставщики. Наших компаний на рынке все меньше, и гарантировать, что до 2020 г., как указано в Стратегии развития отрасли, российскому производителю будет принадлежать половина рынка, сегодня не только невозможно, но и попросту бессмысленно», — заявил А. Кистенев.

В свою очередь генеральный директор Российского союза кожевенников и обувщиков Александра Андрунакиевич отметила инвестиционную непривлекательность российской обувной отрасли, на которую меры государственной поддержки практически не оказывают никакого влияния: «Ставка рефинансирования для нас слишком высока, растут и тарифы, а каждый год надо повышать зарплату. В результате на фоне производства 60 млн пар отечественной обуви в 2009 г. было ввезено 220 млн пар импорта по средней цене 10 долл. Количество предприятий в отрасли ощутимо снижается год от года — за пять лет оно сократилось в два раза, и лишь из-за неравных условий конкуренции с Китаем и Турцией».

Другой проблемой обувного производства, по мнению экспертов, остается «серый» импорт. Например, в 2008 г., по данным Российского союза кожевенников и обувщиков, было продано 225 млн пар обуви иностранного происхождения, а ФТС зафиксировала объем официального импорта на уровне 117 млн пар. Значит, более 100 млн пар обуви поступило из сферы нелегального импорта.

Бесполезна борьба такими мерами, как закрытие Черкизовского рынка — бывшего центра оптовой торговли дешевой и, в частности, нелегальной продукции из стран Юго-Восточной Азии, считают эксперты. Люди и товар с «Черкизона» переехали в Люблино. И проблема «серого» импорта может усугубиться из-за геополитических факторов. «Создание единого таможенного пространства с Казахстаном и Белоруссией увеличит нелегальный ввоз из Китая через границы Казахстана», — всерьез обеспокоена А. Андрунакиевич.

«Правительство выражает намерение поддержать отрасль, поручает министерствам оказать содействие, и тут начинается веселая „жизнь“, — заявил владелец производителя обуви „Брис-Босфор“ Вячеслав Зыков. — Ни одной конкретной меры принято не было. На межведомственной комиссии в Белом доме предложения о повышении таможенных пошлин даже выслушаны не были».

«Есть люди, которые считают, что бизнес по производству обуви в России мертв, несмотря на то, что он обеспечивает 10% внутреннего спроса, а в сегменте мужской и детской обуви даже 16—20%, — недоумевает владелец Ralf Ringer Андрей Бережной. — Кому-то просто выгодно сказать: зачем устанавливать таможенные пошлины, когда и поддерживать-то некого. Так что производством обуви в России сегодня занимаются лишь неисправимые оптимисты».

Импорт дорожает, но не сдается

В прошлом году обувщики обратились в правительство с официальным письмом, они требовали поднять таможенные пошлины на импорт до 25%. «Вы хотите заставить нас носить лапти?» — заявили им в ответ в отделе тарифного регулирования Департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга.

На самом деле ассортимент отечественных предприятий не впечатляет. Вот данные, которые «ЭЖ» привели в Национальном обувном союзе.

В 2009 г. обувь производили около 100 фабрик. Это в два раза меньше, чем в 2005 г. Причем десять крупнейших обувных предприятий выпускают более половины производимой в России обуви. «Брис-Босфор» производит несложную (тапочки, босоножки, сапоги-дутики) и дешевую обувь. Дешевые домашние тапочки выпускают две фабрики. «Белка» продвигает достаточно дорогую мужскую обувь под брендом Ralf Ringer. «Парижская коммуна», «Егорьевск-обувь» и Давлекановская обувная фабрика специализируются на детской обуви. «Донобувь» живет за счет госзаказа. Только «Юничел» выпускает традиционную недорогую кожаную обувь для всей семьи (сапоги, ботинки, туфли). Торжокская обувная фабрика предлагает специальную рабочую обувь. Вот, пожалуй, и весь выбор.

Неудивительно, что импорт, в первую очередь дешевый китайский, занимает доминирующие позиции на российском рынке. И несмотря на то что таможенные пошлины с начала текущего года увеличились в два раза, объемы импорта, по расчетам Национального обувного союза, почти не сократились. За пять месяцев 2010 г. его объем, как и в прошлом году, составлял 90%. Естественно, увеличение таможенной пошлины повлечет за собой и рост цен на российском обувном рынке. По прогнозам специалистов, импортная кожаная обувь летом подорожает еще на 10—15%.

Дело не только и не столько в ассортименте и даже качестве продукции. Просто в XXI в. экономически бессмысленно пытаться конкурировать с китайцами или производителями из других стран в организации столь примитивных производств, как изготовление серийной обуви. Недаром Nike не производит тапочки в США, а шьет их во Вьетнаме и других странах, где есть недорогая рабочая сила. Зато у Nike и подобных компаний имеется более дорогой товар на продажу — идеи, дизайнерские разработки, технологии и прочие продукты интеллектуальной деятельности. Такая деятельность требует образованных исполнителей и оплачивается выше, чем работа на конвейере, где достаточно набора навыков. Трудовая статистика по тем же США за последние 20 лет показывает: не подтвердились опасения некоторых политиков и экономистов, что перенос простейших производств за рубеж приведет к росту безработицы в стране. Количество вакансий низкооплачиваемых швей в Штатах сократилось почти до нуля, но спрос на квалифицированных и образованных специалистов с высокой оплатой труда растет. Кстати, в стране есть возможность приобретать недорогие тапочки Nike, поскольку никаких импортных пошлин не предусмотрено.