1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1681

Поддержка АПК осуществляется за счет потребителей

Политика российского правительства, направленная на защиту отечественного агропромышленного комплекса от влияния рыночных факторов, приведет к росту себестоимости продукции и снижению рентабельности производителей и продавцов продуктов питания по всей цепочке поставок. Такие выводы содержатся в отчете Standard & Poor’s, опубликованном в понедельник, 24 мая.

По оценке экспертов, на увеличение затрат производители отреагируют повышением цен. Как следствие, оплачивать импортозамещение, инициированное руководством страны, придется потребителям.

В феврале 2010 г. президент Дмитрий Медведев подписал новую Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, которая предусматривает, что отечественные производители должны обеспечивать 85% необходимого стране продовольствия. Согласно параметрам документа в стране должно производиться не менее 95% потребляемой молочной продукции, 95 — зерна, 85 — мяса, 80% — рыбы. Для достижения этой цели правительство уже приняло ряд мер.

Среди них субсидирование процентных ставок по кредитам производителям сельхозпродукции, новый Федеральный закон «О розничной торговле», а также сокращение квот на импорт мяса. В частности, с 1 января 2010 г. действуют требования Роспотребнадзора, запрещающие импорт куриных окорочков из США. В результате, по данным Росстата, в апреле по сравнению с январем средняя цена 1 кг куриных окорочков возросла на 2,2%. По прогнозам экспертов, темп роста цен увеличится, как только в России закончатся запасы импортной курятины.

Еще один пример госуправления экономикой и бизнесом: правительство руководит переговорным процессом в отношении закупочных цен на сырое молоко. В апреле по сравнению с январем средняя цена за литр молока питьевого цельного стерилизованного (2,5—3,2% жирности) выросла на 3,68%, молока питьевого цельного пастеризованного (2,5—3,2% жирности) — на 2,75%.

За замещением товаров импортного производства отечественными аналогами непременно последует рост цен. Например, в 2009 г. спрос россиян на яйца был полностью удовлетворен за счет продукции российского производства (подробнее об этом на с. 19). В то же время, по данным статистического ведомства, средняя потребительская цена за десяток куриных яиц в апреле по сравнению с январем увеличилась на 12,72%.

Проанализировав, как проходит импортозамещение в России, международные эксперты отметили, что меры, реализованные правительством, помогли крупнейшим компаниям российского агропромышленного комплекса, обладающим значительным административным ресурсом, увеличить объем производства в 2009 г., особенно в мясной отрасли. Однако в условиях потрясений на мировых кредитных рынках и дефицита ликвидности в конце 2008 г. протекционистские меры не смогли поддержать кредитоспособность агропромышленных компаний с очень высоким уровнем долга с краткосрочным графиком погашения.

«По всей вероятности, поддержка агропромышленной отрасли будет оказана за счет переработчиков агропромышленной продукции и ретейлеров и в конечном счете за счет потребителей, поскольку неэффективность и чрезмерные затраты в сегменте сельскохозяйственного производства, которое получает защиту от конкуренции, обусловят повышение затрат производителей продуктов питания, окажут давление на показатели рентабельности розничных компаний или будут просто переложены на плечи потребителей», — подчеркнул Антон Гейзе, кредитный аналитик Standard & Poor’s . По словам эксперта, розничная торговля продуктами питания и производство потребительских товаров — одни из немногих успешных примеров новой рыночной экономики в России, характеризующейся более высокими показателями эффективности и производительности благодаря существованию в условиях среды с высоким уровнем конкуренции. Однако сейчас правительство рискует нивелировать это достижение, оказывая чрезмерную поддержку агропромышленным компаниям.

К сведению

Рейтинги компаний не снизятся

Несмотря на скептическое отношение экспертов Standard & Poor’s к агропромышленной политике российского правительства, агентство не собирается понижать рейтинги таких компаний, как X5 Retail Group N.V. (крупнейший в России владелец сети продовольственных магазинов) или ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (крупнейший производитель молочной продукции и соков). В настоящее время рейтинг обеих компаний таков: «ВВ- », прогноз «Стабильный». Как пояснил А. Гейзе, это обусловлено тем, что в рейтингах Standard & Poor’s уже учтен определенный страновой риск, отражающий в целом слабую институциональную среду в России. Кроме того, бизнес-модели этих компаний до сих пор демонстрировали достаточную устойчивость, позволяющую абсорбировать негативное влияние деятельности регулирующих органов.

Мнения экспертов

Евгений Надоршин,
советник министра
экономического развития

Все зависит от методов воплощения Доктрины в жизнь. Если делать это через увеличение барьеров для импортной продукции или через иные административные механизмы ограничения конкуренции на внутреннем рынке, тогда может и потребитель пострадать, и цели не будут достигнуты. Но в то, что платить будут еще и продавцы или переработчики, не верится. Та же концепция предполагает развитие и этих секторов, поэтому круг проигравших скорее всего ограничится потребителями и госсектором. Важно отметить, что подобное развитие событий мало вероятно: во многих критичных сегментах наши производители сельскохозяйственной продукции уже неплохо защищены, а формирование Таможенного союза означает, что возможности поддержки национальных производителей, в первую очередь за счет таможенных барьеров, уменьшатся. Конкуренция, скорее всего, возрастет.

В подобной ситуации более адекватным мне кажется другой путь поддержки: надо обеспечить благоприятную среду для увеличения частных инвестиций и внедрения новых технологий в целевых сегментах экономики, адекватно скоординировать действия институтов развития в этой сфере. При корректной реализации второго варианта рост объемов производства гораздо более вероятен, чем увеличение цен. Тем более что индекс цен на продукты питания является одним из показателей, по которым планируется оценивать состояние продовольственной безопасности. Вряд ли его резкий рост планируется считать успехом Доктрины.

С моей точки зрения, сам текст документа ближе ко второму варианту, чем к первому, из числа описанных мною выше, но присутствуют в нем оба.

 

Дмитрий Жиляков,
старший консультант
компании «ФОК» (финансовый и
организационный консалтинг)

Что такое импортированное мясо для российского рынка? Это мясо, которое, во-первых, значительно дешевле отечественного и, во-вторых, как правило, используется в качестве сырья российскими мясоперерабатывающими предприятиями. Даже без активных действий по вытеснению импорта с российского рынка в 2009 г. цены на мясо в России выросли на 6,2%. Для сравнения: в Евросоюзе рост составил всего 0,2%. Далее. В январе 2010 г. цены на куриные окорочка увеличились на 1,6%, а в 17 субъектах Федерации — на 4% и более. В Республике Алтай и Алтайском крае и вовсе на 11,9 и 10,1% соответственно.

Если закрыть импорту доступ на отечественный рынок, вероятен всплеск цен на охлажденное мясо как на продукт и на мясо как на сырье для переработки. В то же время, предпринимая меры по постепенному вытеснению импорта и наращиванию импортозамещения, можно рассчитывать на привлечение в отрасль инвестиций. Тем более что производство мяса у нас имеет низкоэффективный характер, а более половины мяса производится в личных подсобных хозяйствах.

Максим Тищенко,
директор департамента оценки
АКГ «Развитие бизнес-систем»

Политика государства по поддержке агропромышленного комплекса заслуживает похвал, но качественно она не соответствует ни реалиям, ни экономической целесообразности. Необходимо поддерживать только те предприятия, которые действительно работают над внедрением современных технологий как в производстве, так и переработке.

Внедрение современных технологий позволяет повысить качество продукции, которое в последнее время (в период кризиса) стало хромать, и снизить себестоимость, что в свою очередь приведет к росту объема продаж и большей прибыли. Однако скорее всего поддержка будет размазана практически по всему агропромышленному сектору экономики.

В таком случае возможен обратный результат — рост цен на продукцию агропромышленников для конечного потребителя, а также снижение инвестиций в данный сектор экономики, который и так несильно ими избалован. Ведь на текущий момент практически 85% агропромышленного сектора нуждается в перевооружении. Например, в одном из регионов собственник нескольких свиноводческих комплексов произвел модернизацию производства с его расширением. Итог: снижение себестоимости на 6% и рост чистой прибыли и выручки, срок окупаемости инвестиций — три года при средних сроках пять — семь лет.

Выход из ситуации один — сокращение числа агропромышленных предприятий за счет убыточных и неэффективных и точечная поддержка ведущих и развивающихся компаний, которые внедряют новые технологии. Ведь зарубежный опыт показывает, что для обеспечения продовольственной безопасности достаточно небольшого количества эффективно действующих компаний. В России в текущий момент все наоборот: компаний много, а эффективность крайне низкая.

Елена Матросова,
директор ЦМЭИ BDO в России

Эффект от реализации Доктрины, в том числе ее воздействие на уровень цен, будет зависеть от конкретных механизмов ее реализации. Их правительство пока не представило.

Вместе с тем совершенно очевидно, что обеспечение установленных в Доктрине нормативов потребует комплексного подхода к решению данной проблемы, которого пока нет. Именно это, видимо, и вызывает озабоченность экспертов.

Прежде всего государству следует позаботиться о формировании привлекательного инвестиционного климата в соответствующих отраслях сельского хозяйства, призванного обеспечить необходимый приток капитала. В связи с этим необходимы разработка комплекса мер, например возможность предоставления налоговых льгот или субсидий, требования по совершенствованию технологий производства и создание современной инфраструктуры, формирование передовой селекционной базы, использование таможенно-тарифного регулирования.