Минэкономразвития России завершает подготовку нормативной базы, которая позволит выстроить процессы для развития и поддержки сектора. Об этом в ходе панельной сессии «Креативный импульс: драйверы роста и масштабирования бизнеса в креативных индустриях» на КИФ-2025 сообщила заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.
Одним из ключевых этапов этой работы является формирование единого реестра субъектов креативных индустрий, который Минэкономразвития планирует утвердить до конца года. «Создание реестра — стратегически важная задача, которая позволит перейти к системной работе с сектором. С его помощью мы поймем, сколько предприятий в сфере креативных индустрий, на чем специализируются, какие продукты выпускают, какие финансовые результаты показывают. Обладая такими данными, мы сможем формировать действительно эффективные меры поддержки — адресные и соответствующие реальным потребностям рынка», — отметила Т. Илюшникова.
Параллельно министерство совместно с отраслевыми экспертами разрабатывает Стратегию развития креативной экономики до 2036 г., а также методические рекомендации для регионов. «Креативные индустрии дают мощный импульс для развития экономики региона, создают новые точки притяжения с возможностью получения мультипликативного эффекта в других отраслях. Также креативная экономика дает высокий социальный эффект: молодежь получает возможность самореализовываться и зарабатывать, не покидая родной регион», — подчеркнула Т. Илюшникова.
По данным экономического ведомства, регионы Северного Кавказа уже видят в креативных индустриях большой драйвер экономического роста. Наблюдается ежегодная положительная динамика в росте доходов МСП из креативного сектора СКФО. Если в 2021 г. их доходы составляли 27,4 млрд руб., то в 2023 г. достигли 46,3 млрд руб. Наибольшая доля доходов креативного сектора СКФО приходится на такие направления, как программное обеспечение (28,6%), реклама и пиар (20,5%), гастрономия (15,8%), отдых и развлечения (7,5%)
Для каждой индустрии нужно разрабатывать меры поддержки, исходя из ее специфики. Эту задачу Минэкономразвития решает совместно с другими профильными министерствами, регионами и экспертами. «Ряд индустрий обладает высоким уровнем роста добавленной стоимости и развивается самостоятельно — это видеоигры, гастрономия, дизайн, программное обеспечение. Есть индустрии с потенциалом для роста — это туризм, архитектура и урбанистика, кино и мода. Здесь важно снизить риски и вовремя реагировать на барьеры, ограничивающие их рост. И есть отрасли с риском замещения — книжное дело, музейное дело, арт-индустрия. Им требуется помощь в трансформации и адресная поддержка», — пояснила Т. Илюшникова.