Счетная палата считает, что назрела реформа КоАП

| новости | печать

Проблемы контрольно-надзорной деятельности и пути их решения, вопросы совершенствования законодательства в этой сфере и выработка совместных шагов государства и бизнеса обсудили участники сессии «Инвестиции вместо штрафов: как обеспечить выполнение обязательных требований», которая прошла в рамках XI Петербургского юридического форума. Участие в дискуссии принял руководитель аппарата Счетной палаты Вячеслав Витушкин.

«С точки зрения теории ответственности у штрафов есть только одна роль – воспитательная, – сказал Вячеслав Витушкин. – Через них мы должны предупреждать последующие правонарушения. Любые соглашения и уступки возвращают нас к вопросу о том, зачем были установлены такой размер штрафа и такой набор санкций. К сожалению, я скептически отношусь к любым предложениям, даже прогрессивным, в этом направлении, поскольку сомневаюсь, что они могут быть реализованы в рамках действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

По его словам, вопрос освобождения от ответственности за совершение административных правонарушений напрямую связан с грубостью этих нарушений, институт которых в текущей редакции КоАП присутствует только в отдельных составах. При этом общее понимание «грубых правонарушений» в кодексе отсутствует.

Помимо штрафов КоАП предусматривает приостановление деятельности, что может оказаться гораздо более серьезным наказанием для бизнеса, нежели штрафы. Яркий пример – статья, которая касается нарушения санитарных требований об организации общественного питания. Ответственность для юридических лиц ограничивается штрафом в размере от 30 до 50 тыс. рублей или приостановлением деятельности. «При наличие составов с таким «разбегом» санкций применить какой-то универсальный инструмент очень трудно», – отметил Вячеслав Витушкин.

Возможным решением может быть включение иных последствий несоблюдения обязательных требований в виде принятия решения об ограничении пользования льготами, налоговыми преимуществами, освобождении руководителя организации от занимаемой должности. «Мы должны начать считать, сколько происходит случаев привлечения к ответственности по тем или иным составам. Статистика показывает, что есть большое количество «мертвых» составов. Этот вопрос необходимо изучить, чтобы реформа кодекса, которая уже назрела, сработала лучше», – заключил Вячеслав Витушкин.