Минэк сообщил о разработке новых индикаторов риска в сфере контроля

| новости | печать

Статс-секретарь — замминистра экономического развития РФ Алексей Херсонцев подвел предварительные итоги 2022 года по контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности в 2022 году в рамках форума РСПП. В своем выступлении он подчеркнул, что необходимо сфокусировать работу органов контроля на тех объектах, которые представляют наибольший риск причинения вреда.

Из сообщения пресс-службы Минэкономразвития следует, что в 2023 году федеральные органы исполнительной власти ведут разработку новых индикаторов риска, направленных на повышение качества контрольных мероприятий при переходе на риск-ориентированную модель при внеплановых проверках. Напомним, Правительство в марте 2022 года ввело мораторий на проверки, а также продлило лицензии и разрешения автоматически. В прошлом году было продлено автоматом более 2,5 млн разрешений.

Начиная с 2023 года планово проверяются только объекты чрезвычайно высокого и высокого риска, для остального бизнеса проверки заменены на профилактические визиты. Алексей Херсонцев отметил, что в 2022 г. проведено порядка 340 тыс. проверок, что является исторически низким уровнем — по сравнению с ковидным мораторием число проверок упало на 17%. При этом реальное число проверок бизнеса – меньше половины (144 тыс., 44 %).

Одно из ключевых направлений реформы контроля – это внедрение механизма досудебного обжалования. В 2022 году в досудебном порядке было подано более 9 тыс. обращений от 4,6 тыс. предпринимателей.

Основные из них – ходатайства о продлении срока исполнения предписания для устранения нарушения. «Напомню, предписание – это то, что нужно сделать, чтобы исправить нарушение. Здесь мы видим, что абсолютное большинство ведомств идут навстречу и продлевают такие сроки (82,7%). Фактически мы создали инструмент взаимодействия органов контроля и бизнеса и дальше будем его функционал расширять», – отметил Алексей Херсонцев.

Непосредственно на решения контрольных органов поступило около 3,7 тыс. жалоб, каждая третья из них была удовлетворена, а, например, у Ростехнадзора каждая вторая. «Срок рассмотрения жалобы в суде до 2021-2022 года составлял до года, в 2022 году нормативный срок составил 10 рабочих дней. В 2023 году – это 8 дней», – сказал Алексей Херсонцев. По его словам, это выводит взаимодействие государства и бизнеса на новый уровень.

Еще одно ключевое направление – профилактика, которая заменила плановые проверки. В 2022 году число профилактических визитов впервые превысило проверочные мероприятия. В 2023 году можно попросить профилактический визит, а контрольный орган может отменить плановую проверку, если нет нарушений. Вместе с тем на портале Госуслуг можно оставить обратную связь по итогам профилактических визитов.

Также в 2021 году был запущен проект по оптимизации разрешительной деятельности, в рамках которого 233 услуги для бизнеса были автоматизированы, подготовлены предложения по отмене 6 разрешительных режимов, отменены 829 документов, предоставляемых при разрешениях, а количество предоставляемых документов сокращено на 45%. Кроме того, введена реестровая модель – теперь юридическую значимость имеет запись в реестре, а не бумажный документ.