Итоги года 2022: российские авиаперевозчики выжили

| новости | печать

С началом СВО из полетной программы российских авиакомпаний выпало 11 направлений на юге России. Кроме того, из-за санкций отечественные перевозчики потеряли часть авиапарка. С какими результатами авиаотрасль закончила год рассказывает Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS.

В 2022 году российские авиакомпании перевезли более 95 миллионов человек. Учитывая беспрецедентные санкции, которым подверглись отечественные перевозчики, можно сказать, что это достижение. Падение перевозок составило менее 15% по сравнению с 2021 годом. Наша ведущая авиакомпания «Аэрофлот» в свою очередь отчиталась, что на внутренних линиях увеличилась перевозка пассажиров на 7,6%.

В результате переговоров и неимоверных усилий авиационных властей удалось перерегистрировать большое количество зарубежных самолетов и выдать им отечественные сертификаты летной годности. К началу декабря 2022 года, в России осталось: европейских Airbus – 297 (-37 бортов), американских Boeing – 257 (-56 бортов), канадских Bombardier – 34 (-13 бортов), бразильских Embraer – 21 самолёт (-2 борта), французско-итальянских АТР – 21 (-1 борт). При этом количество отечественных машин, включая еще советские самолеты – 317 (+1 борт).

Иностранных самолетов, как видим, в два раза больше, и это колоссальный вызов нашему автопрому. Было ошибкой создание Объединенной авиационной корпорации (ОАК), в которую объединили все знаменитые авиационные имена, убив тем самым конкуренцию. Мало в какой отрасли была такая конкуренция, поэтому и самолеты были надежные.

Чиновники обещают, что к 2030 году Россия в своем авиапарке будет иметь более 1700 самолетов, причем, число западных машин уменьшится до 319, а отечественных вырастет до 1395. При этом глава правительства подтверждает, что с финансированием проблем не будет. Проблема в другом – кадры и оборудование. Некогда мощный научно-технический и производственный потенциал придется восстанавливать заново.

Если национальный институт авиационных технологий (НИАТ) работает, то Савеловский машиностроительный завод в Кимрах, который сотрудничал с институтом в советское время и выпускал станки для авиационной промышленности, сегодня не у дел. Это только один пример. Таких заводов десятки.

Нашей авиационной промышленности ничего не остается, как восстанавливать былой потенциал. Средства есть.