Счетная палата выявила ряд недостатков в процессе формирования налоговых расходов

| новости | печать

Налоговые расходы (выпадающие доходы от предоставления льгот и преференций) в среднем составляют около 30% общего объема как расходов, так и доходов федерального бюджета. Счетная палата проанализировала различные аспекты процесса формирования и применения налоговых расходов и выявила ряд недостатков, в том числе в части проведения оценки эффективности.

За последние годы Минфин провел большую работу по внедрению концепции налоговых расходов в бюджетный процесс. «Нормативно-правовая база в этой сфере в целом сформирована. Вместе с тем сохраняется значительная доля налоговых расходов (67%), по которым не утверждены методики оценки, что не позволяет сформировать полные и достоверные выводы об их эффективности», – сообщил на коллегии Счетной палаты аудитор Андрей Батуркин.

Анализ счетного ведомства показал, что деятельность кураторов по разработке и утверждению методик оценки эффективности налоговых расходов находится на низком уровне: сроки утверждения методик не соблюдены, а отдельные их проекты требуют уточнения, в том числе в части отражения целей госпрограмм, определения подходов к проведению оценки, выбора целевых показателей (индикаторов), обеспечения корректности расчетов и формулирования выводов.

 Доля налоговых расходов, по которым кураторы представили результаты оценки эффективности за 2020 год, составила 31,4% от их общего количества, включенного в проект Перечня налоговых расходов на 2022-2024 гг. При этом кураторами были сделаны выводы об эффективности всех налоговых расходов, в отношении которых проведена оценка, в том числе с отрицательным совокупным бюджетным эффектом. «Это может свидетельствовать о возможном формальном подходе к оценке эффективности налоговых расходов и низкой заинтересованности кураторов в ее проведении», - констатировал аудитор.

Не предусмотрена соответствующая оценка эффективности и на этапе внедрения налоговых льгот.В результате сложилась практика принятия льгот без установления целевых индикаторов, позволяющих впоследствии оценить эффективность их применения. Так, из 25 проанализированных законопроектов, предусматривающих введение 56 льгот, только в трех были обозначены соответствующие критерии оценки.

Кроме того, Счетная палата обратила внимание на высокий уровень нераспределенных налоговых расходов по госпрограммам. Так, в 2020-2022 годах при общем увеличении количества налоговых расходов доля нераспределенных по госпрограммам в среднем составляла около 16%.

Отдельно в рамках анализа Счетная палата по поручению президента оценила эффективность налоговых расходов, обусловленных предоставлением льгот по уплате вывозных таможенных пошлин и сборов. Проверка показала, что два из пяти экспортных налоговых расходов не были востребованы из-за отсутствия плательщиков, которые могли бы воспользоваться правом на получение этих льгот. Кроме того, два налоговых расхода имеют отрицательный бюджетный эффект, то есть не обеспечивают прирост дополнительных доходов в бюджет и не компенсируют выпадающие доходы.