Электромобили в России: настоящее и будущее

| новости | печать

Отечественный рынок электромобилей серьезно отстает от зарубежных лидеров. В стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года указано, что доля электромобилей на рынке должна достигнуть 129 тысяч. Однако на данный момент мы имеем скромный показатель – чуть более 10000 электромобилей. О состоянии и перспективах этого сегмента рассказывает Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS.

В конце прошлого года в Ижевске прошел первый тест-драйв российского электромобиля e-Largus. Был показан пробный и пока единственный экземпляр и после испытаний и доработок он, скорее всего, изменится и внешне, и внутренне. Неизменным останется то, что он будет исключительно отечественной сборки, заверили представители АвтоВАЗа. Планируется выпуск пятиместного пассажирского и коммерческого фургона с двигателем 110 Квт на литейно-ионной батареи, заряда которой хватит примерно на 400 км. К примеру, Тесла заявляет запас хода на Model S 647км. Как говорится, «ижевцам есть куда стремиться». Стоимость авто пока не называется, но президент АвтоВАЗа Максим Соколов надеется, что с господдержкой к началу серийного выпуска в 2024 году электромобиль будет самым дешевым из российских. Предполагается собрать на начальном этапе более 10000 штук. 

Разрабатывает свои электромобили также «Москвич» – E40X, но на базе Китайского внедорожника JAC X4, с запасом хода те же 400 км. Не отстает и ПАО «КамАЗ» совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ), предлагая заменить Кама-1 на усовершенствованную Кама-2. По предварительным данным, мощность электромотора серийной версии «Кама-2» будет повышена до 150 лошадиных сил. Без подзарядки такой автомобиль сможет проезжать около 450 км. 

Созданием электрокаров решил заняться и оборонный концерн «Алмаз-Антей». Первый ходовой прототип носит название E-Neva и представляет собой стильный кроссовер. Разработкой машины занимался Обуховский завод из Санкт-Петербурга, а за дизайн отвечал уже упомянутый Политех. Характеристики примерно те же, что и у предыдущих авто, начало выпуска по плану 2024 год.

Как мы видим, работа в отечественном электромобильном автопроме идет полным ходом. Но для того, чтобы отрасль активно развивалась в России, предстоит еще решить ряд проблем:

  1. Ограниченный запас хода. Да, показатель в 450 км пути без зарядки уже является прорывом, однако многие жители РФ совершают поездки длиной в 200 км, к примеру, на дачу.

  2. Медленная зарядка. В связи с санкциями большинство технологий «fast charge», которыми ранее были наделены зарядные станции для зарубежных электромобилей, станут недоступны или вовсе несовместимы с отечественными моделями.

  3. Низкая осведомленность о преимуществах электромобилей. Мало кто знает, что электричество в России в 10 раз дешевле топлива. Из этого вытекает основная проблема – относительно низкий спрос на данный момент.

Мне представляется, что все проблемы решаемы, однако без господдержки нашим «зеленым» авто не обойтись, и я надеюсь, что она будет. Прогресс не остановить.

У рынка электрокаров огромные перспективы. Достаточно посмотреть, как активно развивается этот рынок за рубежом. Tesla – одна из крупнейших компаний в производстве электромобилей, потерявшая значительное количество денег в 2022 году из-за нехватки полупроводников и других материалов, которые привели к снижению производства автомобилей, сосредоточилась на производстве моделей с более высокой маржой. По последним опубликованным данным, Tesla существенно опередила конкурентов по прибыли на автомобиль, заработав в третьем квартале 2022 года 15653 долл.: более чем в два раза обогнав Volkswagen, в четыре раза Toyota и в пять раз Ford.

Решение Tesla изменить курс и потратить свое преимущество в издержках производства на снижение цен теперь бросает вызов стратегиям превышения прибыли над объемом продаж, которые известные автопроизводители, такие как GM, проводили после финансового кризиса 2008 года и удвоили во время пандемии. Чтобы уменьшить производственные затраты, компания вкладывает большие средства в новые производственные технологии, такие как использование крупных отливок для замены мелких металлических деталей. 

Tesla внедрила собственное производство аккумуляторов и других звеньев своей цепочки поставок, а также стандартизировала дизайн транспортных средств для повышения эффекта масштаба. В 1980-х и 1990-х годах Toyota использовала преимущество в затратах, обеспечиваемое ее системой бережливого производства, чтобы предлагать функции по ценам, которые автопроизводители Детройта изо всех сил пытались сопоставить. Теперь Toyota вынуждена пересматривает свою стратегию, чтобы остаться на рынке. 

В течение 2022 года рост спроса на электромобили опережал общий рынок в Соединенных Штатах и во всем мире. Это придало смелости автопроизводителям повысить цены на электромобили. Ford повысил цены на свой электрический пикап F-150 на 40% в течение 2022 года. Но аналитики предупреждают, что мировой рынок электромобилей вскоре может иметь больше производственных мощностей, чем спрос. 

По словам отраслевого прогнозиста Уоррена Брауна, к 2026 году спрос на электромобили в Северной Америке достигнет уровня около 2,8 млн автомобилей в год. Но североамериканские заводы по производству электромобилей будут способны собрать более 4,5 миллионов.

В Китае прекращение субсидий центрального правительства ускоряет борьбу за долю рынка между конкурентами на крупнейшем в мире рынке электромобилей. Стартапы, такие как китайская Xpeng Inc., извлекли выгоду из повышения цен Tesla. Теперь Xpeng снижает цены в Китае, но с меньшей финансовой свободой, чем Tesla. Согласно данным компании, Xpeng сообщила о валовой прибыли в размере 4565 долларов в третьем квартале и чистом убытке в размере 11 735 долларов на автомобиль. Вьетнамский стартап EV Vinfast сообщил, что будет использовать ценовые акции для борьбы с Tesla. Лидер китайского рынка электромобилей BYD Co Ltd. объявил о повышении цен с 1 января.