Эксперты оценили инновационные возможности российского бизнеса в условиях дестабилизации импорта

| новости | печать

Перед отечественными компаниями встает задача обеспечения технологического суверенитета страны. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ впервые представил оценки инновационных возможностей крупного и среднего бизнеса в условиях ограничения импорта.

Главные выводы, которые сделали эксперты по итогам исследования:

  • По итогам 2021г. внешнеторговый оборот товаров и технологий страны характеризовался высокой долей импортных трансакций. В среднем по стране она достигала 37,4% в обороте товаров (при общем его объеме, равном 785 млрд долл.), а в обрабатывающих производствах, ориентированных в основном на выпуск конечной продукции в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости, — 89,5%. В обороте технологий доля импорта составляла 51,5% (при общем объеме 9,7 млрд долл.).

  • Значительные масштабы импорта как товаров, так и технологий демонстрируют шесть видов экономической деятельности: производство химических веществ и продуктов; автотранспортных средств; компьютеров, электронных и оптических изделий; машин и оборудования (не включенных в другие группировки); пищевых продуктов и напитков; металлургия. Эти отрасли также отличаются высокими темпами инновационного развития: на протяжении последних четырех лет уровень инновационной активности организаций примерно вчетверо превосходит средний показатель по стране (11,9%), в отдельных отраслях сопоставим с зарубежными странами-лидерами.

  • Ключевым драйвером роста инновационной активности является наличие и целенаправленное развитие у предприятий собственной исследовательской базы, обеспечивающей восприимчивость производства к нововведениям. Если в среднем по России 5,7%& организаций имеют специализированные научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения, то среди производителей компьютеров, электронных и оптических изделий — 43%; машин и оборудования — более трети предприятий; автотранспортных средств — каждая четвертая компания.

  • Наряду с проведением собственных исследований и разработок (ИР), практически все компании рассматриваемых отраслей заключали договоры на выполнение совместных ИР с НИИ, вузами, потребителями продукции, поставщиками, консалтинговыми и другими организациями. Наибольшую активность в этом отношении проявляли производители компьютеров, электронных и оптических изделий (14,6%). В целом по России кооперационные связи в сфере ИР имели 2,3% организаций; для сравнения в США — 73,2%, Китае — 65,1%, Франции — 30,5%, Германии — 22,3%.