Как будет меняться работа службы судебных приставов

| новости | печать

Первый заместитель министра юстиции РФ Евгений Забарчук рассказал о нововведениях и законопроектах, которые находятся в финальной стадии подготовки.

В ходе своего выступления на сессии «Цифровая трансформация принудительного исполнения судебных решений» X Петербургского международного юридического форума представитель Минюста напомнил, что 20 июня этого года вступил в силу федеральный закон, направленный на цифровую трансформацию принудительного исполнения. «Это такой революционный закон, который позволит радикально изменить жизнь и наше представление об исполнительном производстве и исполнении судебных решений», – подчеркнул Е. Забарчук.

Он обратил внимание на то, что сегодня у службы появилась возможность принятия автоматических решений по отдельным вопросам исполнительного производства – возбуждение и отказ в возбуждении исполнительного производства, взыскание исполнительского сбора и другие. «На слух, кажется, обычные вещи, но на самом деле, если учесть нагрузку на службу судебных приставов, на каждого пристава исполнителя – это огромный шаг вперед, который позволит ближе быть к людям и, наверное, и быть более отзывчивым по тем проблемам, которые безусловно  существует, но мы стараемся от них потихонечку избавляться путем совершенствования законодательства», – пояснил замминистра.

Также он отметил, что в новом законе есть норма, которая обязывает банки в режиме реального времени не позднее часа после принятия платежа направлять в государственную информационную систему о государственных муниципальных платежах данные об уплате должником денежных средств. Благодаря этому механизму максимально быстро снимаются ограничения, которые накладываются на граждан в связи с исполнением судебных решений.

Этот же законодательный акт позволит повысить осведомленность граждан о том, что происходит в рамках исполнительного производства. Работа службы судебных приставов и каждого пристава становится более прозрачной, а у гражданина-должника теперь есть возможность отслеживать, что происходит по его производству на каждом этапе.

Вместе с тем Е. Забарчук рассказал о законопроектах, над которыми сейчас работает Минюст. Так, в завершающей стадии находится подготовка законопроекта о реестровой модели исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. «Мы, по сути, вышли на его финальную стадию. Есть определенные проблемы. Они связаны может быть  с непониманием, может быть с неготовностью наших коллег особенно в судебной системе к восприятию электронного формата взаимодействия», – отметил замминистра.

Эта модель предполагает исключение пересылки бумажных решений суда о взыскании задолженности, которые могут достигать 100 страниц текста. В министерстве считают, что общение с должником должно происходить в электронном формате. Соответствующий законопроект ведомство планирует направить в правительство в этом году. По данным Минюста, за счет электронного взаимодействия ФССП уже сэкономила 17 млрд рублей бюджетных средств.

Еще один важнейший документ, работа над которым идет к завершению, – это проект закона в отношении злостных неплательщиков алиментов. «Эта тема крайне болезненна в социальном плане, потому что у нас сотни тысяч детей остаются без опеки. Государство берет на себя бремя их воспитания, при том, что родители остаются в спокойном режиме – ездят на хороших дорогих машинах, живут в хороших домах, уезжают заграницу, но тем не менее оплатить содержание детей они не считают возможным и нужным», – отметил Е. Забарчук.

В министерстве считают, что информацию о злостных неплательщиках, в отношении которых есть административное производство либо возбуждено уголовное дело, нужно публиковать в специальном общедоступном реестре. Это повысит социальную ответственность за такие поступки, полагают чиновники.

В заключении своего выступления первый замминистра юстиции обратил внимание на законопроект, который уже внесен в правительство и призван минимизировать риски вывода денежных средств за рубеж. «В настоящее время проект закона подготовлен, он предлагает схему, когда взысканные денежные средства должны быть обязательно на счету в российском кредитном учреждении», – пояснил Е. Забарчук, добавив, что в этом случае будет действовать антиотмывочное законодательство и Росфинмониторинг сможет контролировать эти процессы.

Минюст решил инициировать такие законодательные изменения из-за ситуаций, когда суд принимал решение, взыскивались огромные суммы денег, которые затем мгновенно исчезали в офшорах. По словам замминистра, речь идет о десятках, а то и сотнях миллиардов рублей. С принятием поправок будет установлен заслон для вывода этих средств, рассчитывают в ведомстве.