О пользе опыта крупных центральных банков по борьбе с повышенной инфляцией в названные периоды для решений в нынешней денежно-кредитной политике напомнили специалисты Банка России.
Они отмечают, что в 1973 — 1974 и 1979 — 1980 гг. многие страны столкнулись с резким ускорением инфляции, вызванным сильным ростом сырьевых цен в результате нефтяных кризисов, а также цен на продовольствие из-за плохих погодных условий и неурожая в мире.
Первый нефтяной шок начала 1970-х гг. совпал по времени с распадом Бреттон-Вудской системы. Для Бундесбанка, который до этого фиксировал курс марки к доллару, это вызвало переход к плавающему валютному курсу (Ямайская валютная система) и необходимость выбора новой парадигмы для денежно-кредитной политики. Бундесбанк выбрал операционной целью рост денежного предложения — было введено целевое значение для годового роста денежной массы.
В свою очередь достижение этой цели потребовало активного повышения процентных ставок. Плавающий валютный курс позволил регулятору снизить внешнее ценовое давление и вернуть контроль над денежной массой и инфляцией. Это дало возможность в значительной мере заякорить инфляционные ожидания экономических агентов и добиться устойчивого снижения инфляции во второй половине 1970-х гг.
В свою очередь решения властей США в области макроэкономической политики в 1970-х гг. основывались на достигнутом в то время консенсусе среди ведущих экономистов о том, что «инфляция издержек» является скорее структурной проблемой и неподконтрольна мерам денежно-кредитной политики. Реакция ФРС США на первый нефтяной шок 1970-х гг. состояла в непоследовательном и запоздалом повышении ставки. Более того, оно сопровождалось действием ограничений по ставкам на сберегательных счетах, высокими военными расходами бюджета, масштабными социальными реформами и устойчиво высоким ростом заработных плат на фоне активности профсоюзных движений и стремления повысить занятость в стране и регулированием цен, которое замедлило подстройку предложения к структурным изменениям.
Одним из факторов, снизивших эффективность политики ФРС США в 1970-х гг., аналитики ЦБ также называют действовавшее в то время регулирование ставок по депозитам (regulation Q). Оно устанавливало потолок процентной ставки, которую кредитные организации могли платить по депозитам. Это препятствовало действию депозитного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, в те периоды, когда ФРС США повышала ставки для борьбы с инфляцией. При ускорении инфляции и повышении ставок номинальная доходность по депозитам не росла, и экономические агенты получали отрицательную реальную доходность по своим вложениям. Отмена регулирования ставок по депозитам в конце 1970-х гг. увеличила эффективность работы трансмиссионного механизма, что среди прочего помогло решению проблемы инфляции в 1980-х гг. в результате смены подхода к политике ФРС после прихода П. Волкера.
Но эксперты Центробанка отмечают, что при схожей первоначальной реакции политики на шок нефтяных цен 1973 — 1974 гг. дальнейшая динамика процентных ставок и инфляции в США и ФРГ значительно различалась. После второго нефтяного шока центральные банки обеих стран ужесточили свою политику. Однако последствия предыдущей политики и низкое доверие к политике ФРС США вызвали более выраженный рост инфляции в США и потребовали гораздо более сильной реакции со стороны регулятора — ставка на пике была значительно выше, чем в ФРГ. Однако даже это не помогло быстро и устойчиво снизить сформировавшиеся в США повышенные инфляционные и девальвационные ожидания, в большей мере отразившись отрицательно на ВВП (в том числе на динамике инвестиций) и занятости и в значительно меньшей степени повлияв на инфляцию.
В дальнейшем смена подхода к денежно-кредитной политике (ДКП) после прихода на пост главы ФРС П. Волкера привела к снижению инфляции, снизила неопределенность и способствовала быстрому восстановлению экономики, в том числе инвестиционной и потребительской активности.
Однако авторы исторического экскурса подчеркивают, что на первоначальном этапе это потребовало от ФРС дополнительного еще более радикального повышения ставки, которое выполнило в том числе роль сигнала о сформировавшемся твердом намерении ФРС любой ценой решить проблему высокой инфляции. Все это было реализовано ценой значительного временного роста безработицы выше естественного уровня в течение первых лет жесткой антиинфляционной политики ФРС.
Таким образом, заключают аналитики Банка России, опыт 1970—1980-х гг. показывает, что проведение ДКП при заякоренных инфляционных ожиданиях снижает необходимость дополнительных действий, сигнализирующих о приверженности центрального банка цели по инфляции, в ответ на ценовые шоки. Это, в свою очередь, позволяет нести меньшие краткосрочные экономические издержки, которые возникают в рамках решения задачи поддержания ценовой стабильности. В частности, это дает возможность проводить контрциклическую денежно-кредитную политику, игнорируя временные проинфляционные шоки. При этом формирование заякоренных инфляционных ожиданий — многолетний процесс, основой для которого служит последовательность и успешность действий центрального банка в достижении и поддержании ценовой стабильности.
Из сказанного можно сделать вывод, что наш Центробанк в борьбе с инфляцией придерживается проверенного пути.
Средние значения показателей США и ФРГ, %
Годы |
Рост ВВП |
Рост ВВП на душу населения |
Ключевая ставка |
Доходность десятилетних бумаг |
||||
США |
ФРГ |
США |
ФРГ |
США |
ФРГ |
США |
ФРГ |
|
1960 — 1964 |
4,3 |
- |
3,1 |
- |
2,9 |
4,3 |
4,0 |
6,1 |
1965 — 1969 |
4,8 |
- |
3,5 |
- |
5,5 |
4,8 |
5,3 |
7,1 |
1970 — 1974 |
2,8 |
3,3 |
1,6 |
3,0 |
7,1 |
7,6 |
6,8 |
8,8 |
1975 — 1979 |
3,7 |
2,9 |
2,6 |
3,1 |
7,1 |
4,7 |
8,2 |
7,4 |
1980 — 1984 |
2,5 |
1,2 |
1,5 |
1,3 |
12,3 |
7,9 |
12,4 |
8,7 |
1985 — 1989 |
3,8 |
2,7 |
2,8 |
2,5 |
7,7 |
5,6 |
8,8 |
6,6 |
Источник: ЦБ РФ по данным Бундесбанка и Федерального резервного банка Сент-Луиса