Время задуматься. Уроки Великой инфляции 1970—1980-х годов

| новости | печать

О пользе опыта крупных центральных банков по борьбе с повышенной инфляцией в названные периоды для решений в нынешней денежно-кредитной политике напомнили специалисты Банка России.

Они отмечают, что в 1973 — 1974 и 1979 — 1980 гг. многие страны столкнулись с резким ускорением инфляции, вызванным сильным ростом сырьевых цен в результате нефтяных кризисов, а также цен на продовольствие из-за плохих погодных условий и неурожая в мире.

Первый нефтяной шок начала 1970-х гг. совпал по времени с распадом Бреттон-Вудской системы. Для Бундесбанка, который до этого фиксировал курс марки к доллару, это вызвало переход к плавающему валютному курсу (Ямайская валютная система) и необходимость выбора новой парадигмы для денежно-кредитной политики. Бундесбанк выбрал операционной целью рост денежного предложения — было введено целевое значение для годового роста денежной массы. 

В свою очередь достижение этой цели потребовало активного повышения процентных ставок. Плавающий валютный курс позволил регулятору снизить внешнее ценовое давление и вернуть контроль над денежной массой и инфляцией. Это дало возможность в значительной мере заякорить инфляционные ожидания экономических агентов и добиться устойчивого снижения инфляции во второй половине 1970-х гг.

В свою очередь решения властей США в области макроэкономической политики в 1970-х гг. основывались на достигнутом в то время консенсусе среди ведущих экономистов о том, что «инфляция издержек» является скорее структурной проблемой и неподконтрольна мерам денежно-кредитной политики. Реакция ФРС США на первый нефтяной шок 1970-х гг. состояла в непоследовательном и запоздалом повышении ставки. Более того, оно сопровождалось действием ограничений по ставкам на сберегательных счетах, высокими военными расходами бюджета, масштабными социальными реформами и устойчиво высоким ростом заработных плат на фоне активности профсоюзных движений и стремления повысить занятость в стране и регулированием цен, которое замедлило подстройку предложения к структурным изменениям.

Одним из факторов, снизивших эффективность политики ФРС США в 1970-х гг., аналитики ЦБ также называют действовавшее в то время регулирование ставок по депозитам (regulation Q). Оно устанавливало потолок процентной ставки, которую кредитные организации могли платить по депозитам. Это препятствовало действию депозитного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, в те периоды, когда ФРС США повышала ставки для борьбы с инфляцией. При ускорении инфляции и повышении ставок номинальная доходность по депозитам не росла, и экономические агенты получали отрицательную реальную доходность по своим вложениям. Отмена регулирования ставок по депозитам в конце 1970-х гг. увеличила эффективность работы трансмиссионного механизма, что среди прочего помогло решению проблемы инфляции в 1980-х гг. в результате смены подхода к политике ФРС после прихода П. Волкера.

Но эксперты Центробанка отмечают, что при схожей первоначальной реакции политики на шок нефтяных цен 1973 — 1974 гг. дальнейшая динамика процентных ставок и инфляции в США и ФРГ значительно различалась. После второго нефтяного шока центральные банки обеих стран ужесточили свою политику. Однако последствия предыдущей политики и низкое доверие к политике ФРС США вызвали более выраженный рост инфляции в США и потребовали гораздо более сильной реакции со стороны регулятора — ставка на пике была значительно выше, чем в ФРГ. Однако даже это не помогло быстро и устойчиво снизить сформировавшиеся в США повышенные инфляционные и девальвационные ожидания, в большей мере отразившись отрицательно на ВВП (в том числе на динамике инвестиций) и занятости и в значительно меньшей степени повлияв на инфляцию.

В дальнейшем смена подхода к денежно-кредитной политике (ДКП) после прихода на пост главы ФРС П. Волкера привела к снижению инфляции, снизила неопределенность и способствовала быстрому восстановлению экономики, в том числе инвестиционной и потребительской активности.

Однако авторы исторического экскурса подчеркивают, что на первоначальном этапе это потребовало от ФРС дополнительного еще более радикального повышения ставки, которое выполнило в том числе роль сигнала о сформировавшемся твердом намерении ФРС любой ценой решить проблему высокой инфляции. Все это было реализовано ценой значительного временного роста безработицы выше естественного уровня в течение первых лет жесткой антиинфляционной политики ФРС.

Таким образом, заключают аналитики Банка России, опыт 1970—1980-х гг. показывает, что проведение ДКП при заякоренных инфляционных ожиданиях снижает необходимость дополнительных действий, сигнализирующих о приверженности центрального банка цели по инфляции, в ответ на ценовые шоки. Это, в свою очередь, позволяет нести меньшие краткосрочные экономические издержки, которые возникают в рамках решения задачи поддержания ценовой стабильности. В частности, это дает возможность проводить контрциклическую денежно-кредитную политику, игнорируя временные проинфляционные шоки. При этом формирование заякоренных инфляционных ожиданий — многолетний процесс, основой для которого служит последовательность и успешность действий центрального банка в достижении и поддержании ценовой стабильности.

Из сказанного можно сделать вывод, что наш Центробанк в борьбе с инфляцией придерживается проверенного пути.

Средние значения показателей США и ФРГ, %

Годы

Рост ВВП

Рост ВВП на душу населения

Ключевая ставка

Доходность десятилетних бумаг

США

ФРГ

США

ФРГ

США

ФРГ

США

ФРГ

1960 — 1964

4,3

-

3,1

-

2,9

4,3

4,0

6,1

1965 — 1969

4,8

-

3,5

-

5,5

4,8

5,3

7,1

1970 — 1974

2,8

3,3

1,6

3,0

7,1

7,6

6,8

8,8

1975 — 1979

3,7

2,9

2,6

3,1

7,1

4,7

8,2

7,4

1980 — 1984

2,5

1,2

1,5

1,3

12,3

7,9

12,4

8,7

1985 — 1989

3,8

2,7

2,8

2,5

7,7

5,6

8,8

6,6

Источник: ЦБ РФ по данным Бундесбанка и Федерального резервного банка Сент-Луиса