Какими потребителями мы стали в 2021 году

| новости | печать

Отвечает на это исследование потребительского поведения за 2021 г., ежегодно проводимое компанией PwC.

Ее отчет содержит данные глобального опроса, а также мнения 501 респондента из России.

Результаты исследования показали, что офлайн-магазины остаются наиболее популярным каналом: 42% российских потребителей (45% в мире) предпочитают ходить в традиционные магазины. Количество потребителей, посещающих традиционные магазины, увеличилось во всех категориях, что свидетельствует авторам исследования о возвращении покупателей в офлайн-формат. Однако эта тенденция, отмечают аналитики PwC, во многом зависит от мер, принятых Правительством РФ в ответ на пандемию.

Что касается онлайн-продаж, в 2021 г. онлайн с ПК совершали покупки 18% респондентов (против 23% в 2020 г.), онлайн с планшета — 14% (15% соответственно), онлайн с мобильного телефона или смартфона — 22% (25% аналогично).

Исследователи отмечают, что по сравнению с периодом до пандемии наблюдается значительный рост популярности среди потребителей категории товаров для дома и ремонта (прирост относительно 2020 г. составил 10%). По данным исследования, после пандемии потребители стремятся вернуться к активному образу жизни и активностям вне дома, особенно в компании близких и родственников (это отметили 58% респондентов против 28% в 2020 г.).

Фактор цены и качества

На цену в России обращают внимание 70% респондентов, а в мире в среднем 39% потребителей считают цену основным фактором совершения онлайн-покупки. Исследование показало, что в офлайн-канале торговли, при сохранении важности цены, более значительную роль стал играть фактор качества, а в интернет-магазинах фактор цены превалирует над качеством по всем категориям товаров. Такая тенденция наблюдается во всех регионах России.

Несмотря на рыночную тенденцию в сторону консолидации вокруг крупных ретейлеров и экосистем (63% российских респондентов совершают покупки в крупных сетевых розничных магазинах), конкуренция усиливается, вынуждая ретейлеров снижать цены. Покупатели реагируют на эти меры и ищут наиболее выгодные предложения. В 2021 г. более 40% российских потребителей чаще обращали внимание на скидки. Свыше 30% переключились на товары более низкой ценовой категории.

Опрос показал, что молодое поколение более чувствительно к ценам онлайн, чем офлайн. Ценовой фактор доминирует в онлайн-канале для поколения Х, а также для поколения Z, за исключением товаров для спорта, фитнеса и продовольственных товаров. Беби-бумеры преимущественно менее чувствительны к ценовому критерию выбора во всех категориях, за исключением бытовой техники для дома и продовольственных товаров. В зависимости от категории, как в онлайн-, так и в офлайн-канале структура трат у разных поколений различается. В среднем по всем категориям более чувствительны к цене миллениалы и беби-бумеры. Покупатели больше обращают внимание на цены в категориях «одежда, обувь и аксессуары», «бытовая электроника», «товары для спорта и фитнеса», «товары для здоровья и красоты (косметика)» и «товары для дома и ремонта». Однако в других категориях, а также онлайн, в категориях «продовольственные товары» и «бытовая техника для дома», самыми чувствительными оказались беби-бумеры.

Принципы устойчивого развития среди российских потребителей

По словам 40% российских респондентов PwC, вопросы охраны окружающей среды и устойчивого развития влияют на их покупательские предпочтения. Однако цена, как преобладающий фактор, перевешивает экологичность продукции, то есть российские потребители готовы купить произведенные в соответствии с принципами устойчивого развития товары, только если они будут стоить дешевле.

Тенденция выбирать товары, поступившие для перепродажи, продукцию вторичной переработки и б/у товары растет. В 2021 г. 21% российских респондентов заявили, что чаще покупают такие товары (против 18% в 2020 г.). В мире, согласно исследованию PwC, прирост спроса на такие товары составил 6%.

По его результатам Мартайн Пейтерс, партнер, руководитель практики по предоставлению консультационных услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, PwC в России отмечает: «Высокий уровень инфляции наряду со снижением активности на рынке труда привел к падению спроса. Однако потребители и ретейлеры начинают смотреть за пределы пандемии. Отчасти мы вернемся к привычному укладу жизни, но ряд тенденций, появившихся и усилившихся за прошедший год, сохранятся в долгосрочной перспективе. Сегодня вопросы цены, качества, учета ESG-факторов выходят на первый план, не говоря уже о том, как потребительское поведение развивается в онлайн-сегменте. Так, рынок электронной коммерции в России уже вырос на 16% по сравнению с 2020 г. И ожидается, что к 2023 г. достигнет 5,7 млрд руб.».