Бизнес на вынос. Почему в России растет популярность франчайзинга

| новости | печать

По прогнозам экспертов, в текущем году объем российского рынка франчайзинга может увеличиться на четверть по сравнению с прошлым годом.Только в каталоге Сбербанка за текущий год число франшиз увеличилось на 46%. Активным спросом в период карантинных ограничений пользуются франшизы формата «кофе с собой», доставки еды и стритфуда.

Почему растет популярность франчайзинга, какие преимущества у этой модели бизнеса – «ЭЖ» поинтересовалась у сооснователя компании Zoltor Семена Сарапулова. «Если говорить об объективных причинах, то бурный рост рынка франшиз в России обусловлен несколькими факторами. Первый из них – пандемия коронавируса и последующий экономический кризис, во время которого предприниматели опасаются открывать собственное дело из-за повышенных рисков», – рассказал «ЭЖ» бизнесмен. По его словам, преимущество франчайзинга в том, что он снижает эти риски за счет использования «раскрученного» бренда и проверенной бизнес-модели.

Вместе с этим пандемия стала своеобразным драйвером развития отдельных сегментов общепита. Так, в 2020 и 2021 г. наибольшим спросом пользовались франшизы формата «кофе с собой», доставки еды и стритфуда. К слову, 55 из 220 представленных в каталоге Сбербанка франшиз относятся к категории «рестораны и фастфуд».

Еще один важный фактор – незарегулированность этой сферы государством, что позволяет предпринимателям активно развиваться, не сталкиваясь с административными барьерами. С. Сарапулов отметил, что специфика франчайзинговой модели в том, что она позволяет максимально оптимизировать ресурсы.

Когда компания развивает собственную филиальную сеть, в каждом городе ей нужно находить персонал, кого-то отправлять в этот город для первичного поиска кадров. В городе остается работать директор филиала или представительства, который является наемным сотрудником, и в том случае, если бизнес будет запущен неудачно, и представительство будет нужно закрыть, он ничего не потеряет, кроме работы. В то же время, открывая филиал по франшизе, франчайзи – покупатель франшизы – вкладывает в запуск предприятия собственные средства, поэтому он заинтересован в том, чтобы бизнес успешно развивался.

Ключевое преимущество франчайзинга – возможность быстрого развития. Открытие собственных филиалов своими силами требует слаженной работы управленческой команды. «Даже если в команде развития будет 10-15 человек, она не сможет открывать более 2-3 филиалов в месяц. В то время как у франшизы нет таких ограничений: в том случае, если мы завтра найдем 100 новых франчайзи-партнеров, мы сможем начать с ними сотрудничать», – подчеркнул сооснователь компании Zoltor. 

При этом он обратил внимание, что найти подходящую кандидатуру на роль франчайзи не так уж просто. Часто предприниматели, покупающие франшизу – это новички в бизнесе, которые не могут грамотно рассчитать свои финансовые возможности. Распространена ситуация, когда такие франчайзи считают, что если у них есть средства на покупку франшизы и оплату ремонта в офисе, то им этих денег хватит на успешный запуск работы предприятия.

Новичкам нужно помнить, что любое новое предприятие первые 3-6 месяцев обычно работает «в минус». Соответственно этот минус надо будет покрывать за счет имеющихся финансовых резервов, которых у франчайзи нет, что приводит к закрытию бизнеса.

Таким образом, партнерам необходимо максимально предусмотреть все возможные расходы. «В идеале – перестраховаться и умножить полученную в ходе расчетов сумму на 2 – лучше, если компания в итоге выйдет в плюс, а деньги останутся, чем закрыть бизнес из-за ошибки в планировании бюджета и, как следствие, нехватки ресурсов», – заключил эксперт.