Проще заплатить штраф. Почему банки продолжают нарушать рекламное законодательство

| новости | печать

ФАС завила о планах по усилению контроля за рекламой финансовых услуг. В ведомстве насторожены тем, что число жалоб граждан на недостоверную рекламу банковских услуг не сокращается.

Антимонопольная служба намерена поручить своим территориальным управлениям усилить контроль за рекламой финансовых услуг. Об этом заявила заместитель руководителя ФАС России Карина Таукенова на совещании с представителями банковского сообщества. Она отметила, что в настоящее время более 18% всех нарушений рекламного законодательства происходит при размещении рекламы финансовых услуг. Причем число обращений жалоб граждан на недостоверную рекламу банковских услуг не снижается уже на протяжении нескольких лет.

Чем недовольны потребители финуслуг

Рекламные компании нарушителей нередко содержат неполную информацию об особенностях банковских услуг, что вводит потребителей в заблуждение. Также кредитные организации нарушают требования к восприятию рекламы, размещая важную информацию так, что потребитель лишается возможности воспринять её должным образом и сделать осознанный выбор.

К примеру, банки часто указывают крупным шрифтом привлекательную для потребителя информацию об условиях кредитов. А другие условия, в том числе об изменяемой годовой процентной ставке, размещаются мелким нечитаемым шрифтом. При этом в ФАС обратили внимание на позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда. Ранее он пояснил, что если потребитель не воспринимает информацию из рекламы или воспринимает её плохо из-за мелкого шрифта, быстрого текста или неудобного способа размещения, то такая информация признаётся отсутствующей.

Так как ненадлежащая реклама финансовых услуг приводит к негативным последствиям для граждан, ФАС считает возможным при отсутствии смягчающих обстоятельств назначать нарушителям административные штрафы в размере близком к максимальной предусмотренной законом мере (800 тыс. руб.). При этом в ведомстве оговорились, что при принятии решения о размере штрафа ревизоры будут учитывать все обстоятельства, включая масштаб рекламы, наличие и количество жалоб на неё.

Плата за нарушения уже заложена в бюджеты

По словам Ирины Шурминой, старшего юриста практики интеллектуальной собственности CMS Russia, реклама финансовых услуг – это традиционно проблемная зона, поскольку речь идёт о такой чувствительной и важной сфере, как финансы граждан. Регулирование рекламы финансовых услуг уже является довольно суровым, поэтому банкам и другим финансовым организациям приходится быть креативными в поиске законных решений.

Повышение штрафов, как минимум, способно привлечь дополнительное внимание к требованиям законодательства и повысить важность их соблюдения. «Однако, как позывает практика, далеко не всегда повышение штрафов является панацеей – в погоне за большими прибылями и новыми клиентами компании зачастую «закладывают» штрафы в маркетинговые бюджеты и изначально готовы к тому, что их могут признать нарушителями», – отметила И. Шурмина в разговоре с «ЭЖ».

Эксперт считает, что реальное воздействие и контроль за ненадлежащей рекламой возможны только при постоянном мониторинге рекламы и возбуждении большого количества дел. Но ресурсы Федеральной антимонопольной службы ограничены, в то время как такая работа требует безотрывного внимания и большого количества времени.

Одним из возможных решений в таком случае может стать саморегулирование в рекламе финансовых услуг, в рамках которого сами члены этой индустрии отслеживали и боролись бы с нарушениями. «Обычно для развития такого саморегулирование требуется некий импульс, например, в виде более пристального внимания со стороны регулятора или жестких законотворческих инициатив, когда индустрии становится проще договориться и показать свою добросовестность, чем ждать очередного ужесточения регулирования», – заключила юрист.