Удовлетворенность услугами ЖКХ снизилась. Но дело не в их качестве

| новости | печать

Понижение удовлетворенности россиян услугами жилищно-коммунального хозяйства эксперты объясняют не ухудшением качества последних, а психологической усталостью от экономических неурядиц на фоне подорожания услуг ЖКХ.

Исследовательский холдинг «Ромир» проанализировал уровень удовлетворенности россиян услугами ЖКХ. Согласно результатам его исследования, 69% россиян в той или иной степени положительно оценивают систему ЖКХ своего района. Лишь 4% назвали очень хорошим качество услуг ЖКХ по месту проживания. Менее трети россиян (31%) считают, что система ЖКХ в их районе функционирует в той или иной степени плохо. Чаще всего подобную оценку дают россияне старше 60 лет (34%), респонденты с низким уровнем дохода (46%) и жители Южного федерального округа (48%). Итоговый индекс удовлетворенности составил 38 п.п.

За прошедшие с момента последнего исследования «Ромира» два года россияне стали хуже оценивать систему ЖКХ — с 81% положительных оценок в 2019 г. до 69% в 2021-м. При этом аналитики холдинга отмечают, что с 2013 по 2019 г. они наблюдали рост удовлетворения качеством услуг ЖКХ. Индекс вырос с 28 п.п. в 2013 г. до 62 п.п. в 2019-м, а в 2021 г. он сократился.

Также исследователи спросили, какие проблемы ЖКХ респонденты считают самыми большими. По 21% респондентов назвали главной проблемой услуги персонала или управляющей компании и систему водопровода, 20% — систему отопления, по 6% — канализацию и электросеть. Более четверти опрошенных (26%) заявили, что никаких проблем в данной сфере нет, и это, подчеркивают эксперты «Ромира», самый популярный ответ.

Однако они напоминают, что по сравнению с прошлыми волнами исследования уменьшилось количество россиян, не имеющих никаких проблем с ЖКХ — с 31% в 2016 и 32% в 2019 г. Наши соотечественники стали чаще заявлять о проблемах с системами водопровода (21% против 16% в 2019 г.) и отопления (20% против 11%).

Президент холдинга «Ромир» и основатель MILE Group, доктор социологических наук Андрей Милехин так прокомментировал результаты исследования: «Некоторое снижение удовлетворенности качеством жилищно-коммунальных услуг вряд ли связано с проблемами в секторе, в нем мало что изменилось за последние два года. Это скорее симптом роста общественной фрустрации из-за экономических неурядиц на фоне роста цен на услуги ЖКХ. Можно сказать, что незначительное изменение этого показателя говорит скорее о том, что кризиса в общественных настроениях нет, все достаточно стабильно».