Сырьевые доходы бюджета вышли на докризисный уровень

| новости | печать

Такие данные представил Минфин в своей оперативной статистике.

Сырьевые доходы бюджета вышли на докризисный уровень, несмотря на то, что объемы добычи нефти по-прежнему на 10% ниже прошлогодних, а ее экспорт в дальнее зарубежье январе-апреле упал на 20%.

Аналитики говорят о нескольких слагаемых успеха.

Во-первых, это девальвация рубля. С ноября 2020 г. по май 2021 г. баррель Brent подорожал почти вдвое, а рубль отбил у доллара всего 10%.

Помощь бюджету пришла и с газового рынка Европы. Там после холодной зимы хранилища опустели, цены резво пошли вверх.

Аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов пишет: «Нефтегазовые доходы за месяц выросли почти на 50% м./м. Впрочем, это связано не с главными их компонентами (экспортными пошлинами и НДПИ – они выросли умеренно, на 9% м./м.), а с поступлениями по НДД: с этого года заметная часть нефтедобывающих компаний перейдет с режима НДПИ на режим НДД, платежи по которому будут иметь выраженную квартальную сезонность, что будет сказываться на цифрах соответствующих месяцев (как, например, в апреле)».

При всем этом в апреле Федеральный бюджет вышел в небольшой дефицит (81 млрд руб.). Ухудшение по сравнению с прошлым месяцем (когда фиксировался заметный профицит в 741 млрд руб.) было вызвано как просадкой доходов (на 11% м./м.), так и ростом расходов (+5% м./м.).

Снижение доходов объясняется просто. В марте сработали два фактора: штраф Норникеля (146 млрд руб.) и остаточные поступления от сделки по Сбербанку (200 млрд руб.). Если же их исключить, то никакого ухудшения в апреле по сравнению с мартом не наблюдается.

По основным налогам поступления в плюсе. С исключением сезонности поступления по внутреннему НДС повысились на 1% м./м., на импортные товары - на 4% м./м. Налог на прибыль «выстрелил» на 21% м./м. Такая динамика налогов, поступления которых (хотя и не напрямую) зависят от экономической ситуации – следствие улучшений внутреннего спроса.

Рост расходов был ожидаем в условиях проводимой стимулирующей политики. Основной рост наблюдается в сегменте социальных расходов (+22% м./м. с исключением сезонности).

Согласно действующему на этот год плану, уровень расходов Федерального бюджета составит 21,5 трлн руб. По расчетам Райффайзенбанка, это на 1,4 трлн руб. больше, чем уровень, регламентированный формулой бюджетного правила (указанный объем можно считать оценкой дополнительного стимула в этом году). Судя по всему, этот план может быть даже повышен дополнительно: в апреле уточненная бюджетная роспись составила 22,6 трлн руб. (хотя она редко исполняется на 100%, это можно считать определенным сигналом для дополнительного увеличения действующего плана по расходам).