8 институтов развития ликвидируют

| цифра дня | печать

В понедельник, 23 ноября, об этом объявил председатель правительства Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами. Глава кабинета говорил о том, что правительство запускает реформу институтов развития. По его словам, старая структура хоть и сыграла важную роль, но уже не отвечает вызовам времени.

ТАСС как-то классифицировал главные положения оптимизации.

Первым пунктом агентство называет инвестиционный блок. ВЭБ.РФ получит в свое управление восемь институтов - Корпорацию МСП, Российский экспортный центр и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), «Роснано», «Сколково», Фонд развития промышленности, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (он же Фонд содействия инновациям). Также ВЭБ получит часть функций еще восьми институтов развития, которые будут ликвидированы (другая часть их задач перейдет федеральным органам исполнительной власти).

Многие другие институты ждет укрупнение. «Российская венчурная компания» перейдет под управление РФПИ, Российский фонд фундаментальных исследований вольется в Российский научный фонд. Появятся Единая лизинговая компания (на базе ГТЛК, которую недавно возглавил бывший министр транспорта Евгений Дитрих, и «ВЭБ-лизинга»), Универсальный банк (из МСП Банка и Банка «ДОМ.РФ»), единый Фонд содействия реформированию ЖКХ (в уже существующий институт с этим названием вольется Фонд защиты прав дольщиков).

12 институтов реформа не коснется - они признаны стратегически важными. Это госкорпорации «Росатом», «Роскосмос» и «Ростех», «Росагролизинг», Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Российский экологический оператор», «ДОМ.РФ», корпорации развития Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Оптимизация институтов развития идет в русле общей административной реформы, о которой М. Мишустин объявил 16 ноября. Тогда он предложил в январе - апреле 2021 г. провести оптимизацию госслужащих, в первую очередь за счет открытых вакансий - их доля, по оценке премьер-министра, достигает почти 20% штата министерств и ведомств. Штат центральных аппаратов федеральных органов власти сократится на 5%, территориальных органов - на 10%, при этом фонды оплаты труда чиновников уменьшать не планируется. Кроме того, будут регламентированы параметры работы структурных подразделений министерств и заместителей их руководителей. 20 ноября были упразднены Роспечать и Россвязь, чьи функции передали Минцифры. Это была вторая за год ликвидация федерального ведомства - в январе президент Владимир Путин упразднил Минкавказ, передав его функции Минэкономразвития.

Начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», доцент Всероссийской академии внешней торговли Олег Абелев прокомментировал известие радио «Бизнес ФМ»: «Получается, что есть институты развития, есть федеральные органы власти в лице министерств и есть коммерческие организации при институтах развития. И все три направления вроде бы занимаются разным вещами, но по факту — одним и тем же. Получалось переплетение функций между этими тремя участниками процесса. Ясно, что переплетение функций только увеличивало расходы, но никак не увеличивало эффективность. Когда институты развития в большинстве своем будут ликвидированы, оставшиеся часть своих функций перераспределяют федеральным органам либо ВЭБ.РФ. И логично из этого следует устранение проблем пересечения функций других компаний или коммерческих организаций, которые работали, например, по заказам институтов развития и федеральных органов. Такая же история с МСП-банком и «Дом.РФ», когда, по сути, МСП-банк, обслуживая клиентов и физлиц, и юрлиц «Дом.РФ», дублировал часть функций «Дом.РФ». Зачем это нужно? Теперь это будет единая опция. То есть дублирующих функций больше в таком объеме не будет. Сохраняются стратегически важные организации, то есть это те отрасли, которые имеют мало пересечений с другими институтами: «Росатом», «Ростех», «Росавтодор», «Роскосмос», Корпорация Дальнего Востока и так далее. Я вижу прежде всего эту опцию в сокращении затрат и ликвидации переплетения функций. Еще, наверное, год назад это бы не было логично, но пандемия такие вызовы поставила».