Силуанову предложили установить ответственность госзаказчиков за неправомерное включение компаний в реестр недобросовестных поставщиков

| новости | печать

По мнению Б. Титова, действующая редакция Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяет заказчикам злоупотреблять своим правом на односторонний отказ от исполнения контракта. Поставщик после этого может быть занесен в РНП, в результате чего он на протяжении двух лет теряет право участвовать в государственных и муниципальных закупках.

По действующему законодательству госзаказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Он имеет право самостоятельно включить в контракт основания для одностороннего отказа от его исполнения. Законность таких действий была подтверждена в обзоре судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

Сведения об одностороннем расторжении контрактов государственные заказчики подают в Федеральную антимонопольную службу, которая затем решает вопрос о внесении подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков. В 2019 г. ФАС, рассмотрев почти 13,9 тыс. случаев, обнаружила, что 5 тыс. (почти 36 %) сделок были отменены без оснований. То есть сведения о поставщиках в РНП не вносились в силу отсутствия их виновных действий.

Тем не менее сегодня поставщики лишены возможности обжаловать расторжение контракта во внесудебном порядке, в той же ФАС. Не предусмотрена и ответственность должностных лиц заказчика за неправомерное включение сведений о поставщике в РНП (в случае, если арбитражный суд подтвердил эту неправомерность). В письме министра финансов Антону Силуанову Б. Титов предложил регламентировать эти два вопроса в законодательстве о госзакупках, а также об антимонопольной деятельности.