Нефть стало трудно сбывать даже по сниженным ценам

| новости | печать

Падение цены нефти примерно вдвое с начала года (российская нефть марки Urals с поставкой в Северо-Западную Европу на торгах 18 марта подешевела на 22% до 18,64 долл. за баррель - минимальный уровень с февраля 2002 г.) породило массу прогнозов аналитиков о динамике цен на нефть на ближайшие месяцы. Goldman Sachs прогнозирует, что во II квартале цены составят 20 долл. за баррель. Известный аналитик, президент Rapidan Energy Group Боб МакНэлли ожидает снижения цен до уровня ниже 10 долл., так как у не будет ни покупателей, ни мощностей для хранения нефти. А третий по активам банк Японии Mizuho вообще не исключает, что за то, чтобы нефть у производителей забрали в переполненные хранилища, скоро придется доплачивать кладовщикам.

Аналитики Bank of America предупреждают, что на рынке нефти в условиях снижения спроса и увеличения предложения запасы нефти могут вырасти более чем на 900 млн баррелей во II квартале и на этом фоне можно ожидать дальнейшего снижения цен. Консалтинговая фирма Rystad Energy ожидает, что в апреле в условиях перебоев в работе транспорта ежедневно предложение будет превышать спрос на 3 млн баррелей.

Снижаются цены на нефть. Называются две основные причины: последствия развала ОПЕК+ и решения Саудовской Аравии на треть нарастить добычу. И обвальное падение спроса из-за эпидемии коронавируса. Сводная емкость мировых хранилищ, по оценке IHS Markit, составляет примерно 1 млрд баррелей. Они могут быть заполнены до отказа за два-три месяца. Американские хранилища - как коммерческие, так и государственные - заполнены наполовину и, по оценке Mizuho, их емкость будет исчерпана за 10 недель. При таком сценарии, полагает банк, нефтедобытчики могут оказаться в положении, когда им придется доплачивать за то, чтобы у них забрали нефть со скважин. По оценке банка, поставки нефти в мире могут превысить спрос на 15 млн баррелей в сутки. Это 7 супертанкеров в день и каждый седьмой баррель, извлекаемый из недр.

Аналитик Mizuho Пол Санкей говорит, что на рынке нефти имеет место гонка двух процессов - заполнения хранилищ и движения цен к отрицательным уровням. Он напоминает: «Уже в апреле на рынок хлынут саудовские баррели, Эр-Рияд намерен увеличить добычу с 9,7 до 12 млн баррелей в сутки, а экспорт - почти в 1,5 раза, с 7 до 10 млн баррелей в день… Со скидкой в 10,25 долл. к Brent (дешевле 20 долл.), Saudi Aramcо, государственная нефтяная компания королевства, намерена выбросить дополнительно 300 тыс. баррелей в день из резервов и 250 тыс. баррелей - с внутреннего рынка».

Уже сейчас резкое сжался спрос. Reuters сообщает, что вторую неделю подряд нефтетрейдеры не могут продать через порты ни барреля российской нефти Urals в Европу. Trafigura, крупнейший независимый поставщик нефти в мире, предлагала партии с отгрузкой из Приморска и Усть-Луги 30 марта - 3 апреля по цене на 3,35 долл. ниже Brent (около 23 долл. за баррель), но не нашла ни одного покупателя. Швейцарская Glencore выставила на продажу 100 тыс. тонн Urals c поставкой через балтийские порты 4-8 апреля, предлагая скидку в 3,7 долл. к Brent. Но также не встретила спроса. Еще большую скидку Glencore предлагала за нефть с отгрузкой через две недели (27-31 марта), но результат оказался тем же: покупателей нет. Не удалось найти спроса на 100 тыс. тонн Urals и британской Shell, несмотря на скидку в 3,35 долл. к Brent. Неудачей закончилась попытка французской Total реализовать Urals с отгрузкой 28 марта - 1 апреля по цене Brent минус 3,3 долл.

Во вторник, 17 марта, стало известно, что китайская государственная нефтехимческая корпорация Sinochem отказалась от закупок у «Роснефти» из-за санкций США.