Проект нового КоАП ухудшает условия для малого бизнеса

| новости | печать

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов направил Председателю Правительства Михаилу Мишустину отзыв на проект нового КоАП РФ, а также текст Процессуального КоАП РФ, разработанные Министерством юстиции.

Соответствующие законопроекты планируется внести в Правительство в мае 2020 г., в Государственную думу – в июне 2020 г. и ввести их в действие с 1 января 2021 г. Между тем мнение бизнес-объединений при подготовке законопроектов не учитывалось, не предполагается его участие и в их доработке, говорится в письме Б. Титова.

Уполномоченный констатирует, что в новом КоАП без какого-либо экономического обоснования планируется в разы увеличить размеры штрафов. В первую очередь это относится к индивидуальным предпринимателям. В частности, штраф для них за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, по замыслу Минюста, должен вырасти в 20 раз, а в случае, когда речь идет об обучении и отдыхе детей – в 70 раз. Грубое нарушение требований промышленной безопасности – в 20 раз. Нарушения на таможне – в 15 раз. В перечне 27 позиций, по которым штрафы для ИП, юридических и должностных лиц увеличиваются в несколько раз.

Одновременно с этим большая часть административных наказаний за неправомерные действия должностных лиц государственных органов остались неизменными, либо были смягчены. В числе прочего в проекте КоАП исключено наказание за невнесение информации в Единый реестр проверок, администрируемый прокуратурой.

Вместе с тем бизнес-омбудсмен обратил внимание, что в проекте Процессуального КоАП РФ (ст. 4.2) значительно увеличено количество мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – с 13 до 22. Впервые введены такие меры обеспечения как обязательство о явке, административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности, приостановление операций по счетам в банке и др. Применение таких мер может причинить ущерб для бизнеса.

Вводится понятие «грубого административного правонарушения» (ст.2.2), но не дается его определения и четких критериев, которые бы позволяли однозначно отделить «грубые» и «негрубые» административные правонарушения.

Предлагается, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено и до получения результатов проведения контрольно-надзорного мероприятия, если были обнаружены достаточные данные о наличии нарушений обязательных требований, которые влекут «высокий», «чрезвычайно высокий» риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (Процессуальный КоАП РФ (ч. 4 ст. 5.1). Но не определены критерии, по которым можно установить категорию риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Б. Титов считает, что применение указанных положений проекта Процессуального КоАП РФ может стать непредсказуемым и высоко рискованным для участников производства по делу об административном правонарушении, в том числе из-за возможности произвольного и субъективного толкования должностными лицами. По мнению уполномоченного, законопроект нуждается в серьёзной проработке и обсуждении с участием представителей бизнеса и ведущих предпринимательских объединений. «Принятие его в текущей редакции несёт реальную угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса в России», – говорится в письме.