Минздрав попытался оспорить выводы Счетной палаты о материально-технической базе российской системы здравоохранения

| новости | печать

Отчет СП называется так: «Оценка эффективности расходования в 2018–2019 годах средств федерального бюджета, направленных на развитие материально - технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь».

Цель своего экспертно-аналитического мероприятия СП определило таким образом: оценить нормативно-правовое регулирование обеспечения доступности услуг в сфере детского здравоохранения. Провести аудит финансового обеспечения системы детского здравоохранения, в том числе детских медицинских организаций государственной системы здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. Оценить и проверить доступность услуг в сфере детского здравоохранения, в том числе в удаленных районах и сельской местности.

Вывод был неприятным для медицинских чиновников: «Доступность услуг в сфере детского здравоохранения пока не соответствует требуемому уровню. Квалифицированных специалистов-педиатров в регионах не хватает, а состояние большинства зданий, используемых под детские поликлиники, не может обеспечить детям необходимый комфорт», - резюмирует СП.

Анализ Счетной палаты выявил ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной доступности и низком качестве услуг в сфере детского здравоохранения. Одна из проблем – неудовлетворительное техническое и санитарное состояние зданий. Аудиторы пишут: «Так, на 1 января 2019 г. из 116 865 зданий, в которых оказывается медицинская помощь, 14 % находились в аварийном состоянии, в 30,5 % отсутствовал водопровод, в 52,1 % – горячее водоснабжение, в 41,1 % – центральное отопление, в 35 % – канализация, в 47 % не обеспечивалась доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Другая проблема – недостаток квалифицированных кадров. Не хватает врачей узкой специализации, оказывающих медицинскую помощь детям. Педиатрическая служба недостаточно укомплектована, а более 7 % педиатров не имеют необходимой квалификации».

Еще СП отмечает, что есть проблемы нормативно-правового регулирования. К примеру, одной из важнейших составляющих процесса развития материально-технической базы детских поликлиник является внедрение стационарозамещающих технологий в амбулаторном звене. «Однако, - отмечают аудиторы, - в федеральном проекте «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» такая задача не поставлена. Кроме того, в марте 2019 г. из госпрограммы «Развитие здравоохранения» была исключена цель «Повышение к 2025 г. удовлетворенности населения качеством медицинской помощи», что не позволит органам исполнительной власти своевременно оценить актуальные проблемы и принять рациональные решения, направленные на повышение доступности и качества оказания медпомощи населению».

В документе СП анализируется финансовая составляющая. И выявляется серьезная проблема – почти все деньги тратятся лишь на покупку медицинских изделий, но никак не на ремонт и строительство. «Сложившаяся ситуация – финансирование за счет средств федерального бюджета только мероприятий по приобретению медицинских изделий (до 27 декабря 2018 г.) – свидетельствует о том, что Минздравом России не были просчитаны реальные возможности субъектов Российской Федерации по выполнению обязательств в части реализации комплекса мероприятий, изначально созданы условия для смещения приоритетов в ходе реализации ВЦП», - отмечает СП.

На реализацию национального проекта «Здравоохранение» за период 2019–2024 гг. (6 лет) запланировано направление 1,6 трлн руб. за счет федерального бюджета, консолидированных бюджетов регионов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Доля расходов на здравоохранение в ВВП в 2018 г. составляла 3,3 %, в 2019 г. эта цифра увеличилась до 3,5 %. «По мировым меркам 3,5 % от ВВП – достаточно невысокий уровень государственных расходов на здравоохранение. Так, в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития эта доля составляет не менее 6,5 % ВВП, более высокий процент в таких странах, как Германия, Франция, США», - подчеркивает СП.

В федеральный бюджет 2020 г. заложены расходы на медицину на сумму 1,022 трлн руб. - в 1,5 раза меньше, чем на содержание чиновников органов госвласти (1,55 трлн руб.) и в 5,5 раз меньше суммы, которая выделяется на силовые структуры и гособоронзаказ (5,55 трлн руб.). С учетом региональных бюджетов и денег фонда ОМС вся система здравоохранения в стране получит 3,345 трлн руб.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по объему расходов на здравоохранение Россия находится на 91 месте в мире между Нигером и Суданом.

Но и те деньги, которые есть, тратятся странно. СП пишет, что по информации регионов «… до предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных государственных программ, содержащих мероприятия по развитию материально - технической базы, не была проведена:

• оценка технического состояния фонда зданий и сооружений, в которых расположены детские поликлиники и детские поликлинические отделения медицинских организаций (по возрасту, степени износа – ветхие, требующие сноса, реконструкции, капитального ремонта и т. п.);

• оценка на соответствие современным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям (до выделения средств на развитие материально-технической базы за счет средств федерального бюджета). Это не позволяет определить реальные затраты и приводит к необходимости выделения дополнительных денежных средств на мероприятия по проведению капитального ремонта существующих или строительства новых объектов, отвечающих требованиям новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь детям. Например, по сведениям Министерства здравоохранения Тверской области12, в рамках реализации ВЦП и Федерального проекта 95 % детских поликлиник и детских поликлинических отделений к 31 декабря 2020 г. должны быть оснащены медицинскими изделиями в соответствии с требованиями приказа Минздрава России № 92н. Вместе с тем на территории Тверской области 90% детских поликлиник и детских поликлинических отделений расположены в приспособленных помещениях (первые этажи жилых домов, пристройки и т. д.), что делает невозможным размещение тяжелого оборудования (рентгеновское оборудование, видеоэндоскопические стойки) на площадях поликлиник. Медицинские организации вынуждены размещать тяжелое оборудование на площадях зданий стационаров, что не соответствует стандарту оснащения Минздрава России. По сведениям министерства здравоохранения Иркутской области, в настоящее время ряд детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций размещены в приспособленных зданиях, построенных в 50–70-х годах прошлого века, которые не отвечают современным санитарным требованиям и не позволяют разместить кабинеты врачей-специалистов и реализовать организационно-планировочные решения в полном объеме, установленном приказом Минздрава России № 92н. В связи с изложенным правительство Иркутской области предлагает рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по проведению капитального ремонта существующих детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций. По сведениям департамента здравоохранения Ивановской области, а также департамента здравоохранения г. Севастополя, основной проблемой при реализации мероприятий ВЦП и Федерального проекта для целей создания организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей, является необходимость выделения значительных средств субъектов Российской Федерации на разработку проектно-сметной документации и проведение капитального ремонта существующих помещений поликлиник и поликлинических отделений в связи с тем, что для установки крупнотоннажного медицинского оборудования требуется соответствующая подготовка помещений»...

Минздрав попытался возразить Счетной палате. Пресс-служба министерства прокомментировала данные об отсутствии водопровода в 30% зданий, где оказывается медицинская помощь детям.

По данным ведомства, которые приводит РИА Новости, отчет аудиторов включает весь имущественный комплекс учреждений здравоохранения. При этом на балансе числятся гаражи, склады, подстанции, котельные и другие технические помещения.

В Минздраве подчеркнули, что амбулаторная помощь оказывается в 20 тыс. зданий - 19,3 тыс. из них оснащены водопроводом, 17,5 тыс. - центральным отоплением, 18,7 тыс. - канализацией. Аналогичные данные в Минздраве привели и по подразделениям, где оказывают стационарную помощь (11 тыс. зданий).

Государственные аудиторы Счетной палаты быстро ответили Минздраву на утверждения, что статистическая форма, использованная в отчете о техническом состоянии медицинских организаций, предполагала в том числе включение данных о тех зданиях, в которых не оказывается медицинская помощь. Что эта особенность сбора и интерпретации данных Счетной палатой, по версии Минздрава, привела к расхождению оценок состояния медицинских учреждений между двумя ведомствами.
Ответ СП приводит РБК. Счетная палата отметила, что форма № 30 «Сведения о медицинской организации» (на ней основывались данные из отчета Счетной палаты), утвержденная приказом Росстата, не предполагает учета гаражей, складов, компрессорных и трансформаторных подстанций, котельных и других зданий в качестве подразделений, где оказывается медицинская помощь.