Механизмы контроля за трансфертным ценообразованием откорректируют

| новости | печать

Подготовлен проект закона, предусматривающий внесение изменений в первую часть Налогового кодекса. В частности, предлагается усовершенствовать налоговый контроль и порядок заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.

Поправки можно разделить на два блока. Первый блок содержит изменения, направленные на устранение ряда проблемных вопросов, возникающих при осуществлении налогового контроля за ценами. Среди них:

— уточнение условий признания контролируемыми внешнеторговых сделок, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта РФ (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы). В настоящее время контроль за ценами в таких сделках осуществляется, исключительно если указанные товары признаются товарами мировой биржевой торговли. Вместе с тем среди таких групп товаров, как черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни, товары мировой биржевой торговли отсутствуют;

— устранение правовой неопределенности в отношении порядка исчисления суммы доходов по сделкам в ситуациях, когда лицо, получающее доход по таким сделкам, не исчисляет налог на прибыль, а также в ситуациях, когда сделка совершена с участием комиссионера (агента).

Во второй блок вошли изменения, направленные на совершенствование процесса заключения соглашений о ценообразовании. В частности, предусмотрено:

— исключение необходимости представления налогоплательщиком вместе с заявлением о заключении соглашения документов, которые находятся в распоряжении налоговых органов;

— устранение неопределенности в отношении сроков представления запрашиваемых ФНС России документов, необходимых для заключения соглашения о ценообразовании, а также доработанного проекта соглашения о ценообразовании;

— увеличение максимального срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства с 9 до 27 месяцев. Предлагаемый срок в полной мере учитывает такую отличительную черту процесса заключения соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок, как необходимость проведения с компетентными органами соответствующих иностранных государств переговоров, которые ввиду имеющихся различий в подходах в отношении вопросов ценообразования нередко принимают затяжной характер. С учетом этого средний срок рассмотрения документов, представленных для целей заключения соглашения о ценообразовании, в большинстве зарубежных стран с развитой экономикой (среди которых в том числе Великобритания, Япония, Франция, ФРГ, Нидерланды, Австралия) колеблется от 24 до 30 месяцев;

— недопущение переноса срока заключения соглашения о ценообразовании на поздний период каждый раз в случае представления налогоплательщиком дополнительных документов, в том числе по запросу ФНС России;

— в случае недостижения взаимного соглашения с компетентным органом иностранного государства предоставление налогоплательщику возможности заключить соглашение о ценообразовании без участия этого органа, не уплачивая повторно государственную пошлину за заключение соглашения о ценообразовании;

— введение возможности применять при заключении соглашений о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства наряду с методами, предусмотренными НК РФ, методы ценообразования, используемые в соответствующем иностранном государстве (это создаст дополнительные возможности для заключения соглашения о ценообразовании).