Россия и Украина договорились о транзите газа

| новости | печать

В четверг, 19 декабря, в Берлине 8 часов шли трехсторонние газовые переговоры с участием представителей Евросоюза. Подготовлен «детальный протокол», который теперь нужно согласовать «на политическом уровне». В пятницу, 20 декабря, стороны намерены сесть за стол переговоров в Минске.

Посредниками на берлинских переговорах выступали Германия (представителей которой отказались от участия в итоговой пресс- конференции) и Евросоюз. Объявлено о составлении «детального протокола», содержание которого пока не раскрывается.

Российскую сторону представляли глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики Александр Новак, Украину — министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель и исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

По окончании переговоров вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович говорил так:

«После этих напряженных переговоров я рад объявить, что мы достигли принципиального соглашения по всем ключевым пунктам. Я уверен, что это очень позитивные новости для Европы, для России, для Украины, для газового рынка, для граждан всех стран. Сегодня мы не станем раскрывать детали дискуссии, потому что принципиальное соглашение, достигнутое сегодня, завтра будет обсуждаться в столицах, а после этого мы перейдем к официальному подписанию».

Стороны торопятся по понятным причинам: действующий контракт на транзит газа через Украину заканчивается 1 января 2020 г. Для дальнейших поставок в Европу договор необходимо подписать в ближайшие дни.

«Газпром» еще в ноябре предлагал «Нафтогазу» продлить контракт на год. Но с условием: отказ от взаимных претензий и исков в международном арбитраже. Главным требованием были 3 млрд долл. долга за поставки газа до 2015 г., а сумма всех компенсаций, о которых заявил «Нафтогаз» в европейских судах, составляет более 20 млрд долл. Украина отклонила это предложение «Газпрома».

Теперь председатель правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик говорит, что это будет принципиальной позицией Киева в этом договоре (цитата по «Бизнес ФМ»: «Если решение суда не выполняется, то смысл любых дальнейших контрактов и переговоров исчезает, потому что тогда любой контракт можно не исполнять. А вот процедуру исполнения можно обсуждать. «Нафтогаз Украины» предложил зафиксированный долг погасить газом, естественно, по ценам, нормальным для европейского рынка, минус плечо транспортировки к Украине. Если же действительно украинские власти отошли от того, чтобы реализовать решение Стокгольмского арбитража, тогда будут проблемы. Украинское общество умеет реагировать на неправильные действия властей. Суть в том, что сроки имплементации этого соглашения истекли 13-го числа, поэтому вопрос, успеют ли две стороны осуществить все эти юридические и технические действия, чтобы до первого числа не было проблем с юридической транспортировкой. Настаиваю на этой фразе, потому что это блеф, что можно прекратить транспортировку. Все эти рассказы «Газпрома» о том, что мы перекроем, — нет, это техногенная катастрофа».

Теперь двухсторонние переговоры Москвы и Киева продолжатся в пятницу, 20 декабря, в Минске. Замдиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач говорит, что об уже достигнутых договоренностях ничего не известно, потому что, пока условия не согласованы окончательно, их обычно не разглашают.

«Стороны действительно всерьез намерены договориться. Конечно, есть и сдерживающие факторы: согласование договоренностей в Киеве и способности украинских властей не только договориться об условиях газового сотрудничества, но и выполнять эти решения в точном соответствии. Возможно, потребуется какое-то политическое решение, но, на мой взгляд, главный вопрос — это внутриполитическая ситуация в Киеве. Риском является то, что очень серьезно влияние так называемой уличной дипломатии, не приведет ли это к искусственной дестабилизации обстановки в Киеве и так далее».

Все эксперты упоминают, что на ежегодной пресс-конференции 19 декабря президент Владимир Путин четко сказал, что несмотря на строительство «Турецкого потока», «Северного потока» и «Северного потока — 2», Москва будет сохранять транзит газа через Украину.

Также аналитики говорят, что еще не ясно, как стороны принципиальный вопрос, касающийся судебных процессов между «Газпромом» и «Нафтогазом». Ранее Москва настаивала на «обнулении» всех судебных разбирательств, Киев же требовал выплаты компенсаций в любом виде, в том числе и газом. По мнению ряда авторитетных экспертов, этот вопрос будет решен через согласование цен на сам газ и на его прокачку, в которые стороны будут просто вынуждены заложить средства на удовлетворение взаимных претензий.

Тогда получается, что берлинские переговоры были впрямь удачными: спор сводится к торговле вокруг цен на товар и услугу. Иначе говоря – спор выводится из области политики в деловое пространство. Если политики не заупрямятся, то бизнес двух стран сумеет договориться.