Дума приняла в первом чтении инвестиционный кодекс

| новости | печать

Пакет из четырёх законопроектов о защите инвестиций во вторник, 10 декабря 2019 г., прошёл первое чтение в Государственной Думе.

Первый документ № 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (об основах и систематизации инвестиционной деятельности в Российской Федерации) создаёт правовую основу для системной и комплексной работы по поддержке вложения инвестиций частными инвесторами, а также вводит институт соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Законопроект предусматривает два вида инвестиционных режимов: общего и проектного.

Второй проект закона № 828243-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (об обеспечении стабильных условий ведения инвестиционной деятельности в Российской Федерации) признаёт утратившими силу Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».

Отдельные положения ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», сохраняющие актуальность, согласно документу, будут перенесены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и ФЗ «О концессионных соглашениях», а также некоторые иные федеральные законы дополняются положением о том, что инвестору (частному партнеру, концессионеру) гарантируется стабильность правовых условий осуществления деятельности по реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями законодательства о защите и поощрении капиталовложений с учётом особенностей, установленных соответствующими федеральными законами.

Документ также вносит в часть законодательных актов изменения, допускающие принятие публично-правовыми образованиями обязательств по обеспечению инвесторам стабильных условий ведения инвестиционной деятельности.

Ещё один законопроект № 828239-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» принят в первом чтении для создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности.

Четвёртым документом № 828241-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» в части обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности. Законопроект расширяет перечень видов объектов инфраструктуры, затраты на создание (модернизацию, реконструкцию) которых могут субсидироваться юрлицами – коммерческим организациям, не являющимся государственными предприятиями.

Закрепляет возможность обременения созданных (модернизированных, реконструированных) объектов, в том числе путём закрепления обязанности получателя субсидии безвозмездно передать соответствующие объекты в государственную (муниципальную) собственность.

Вводит требование о необходимости соблюдения получателем субсидии законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при создании (модернизации, реконструкции) объектов, подлежащих передаче в государственную (муниципальную) собственность (наряду с требованием об обеспечении получателями субсидий проведения государственной экспертизы проектной документации таких объектов и проверки достоверности определения их сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности).

Документ также предусматривает возможность предоставления субсидий на возмещение вышеуказанных затрат юрлицам, 100% акций (долей) которых принадлежит РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, а также государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям (в действующей редакции БК РФ допускается предоставление субсидий на финансовое обеспечение соответствующих затрат).

Для обеспечения стабильности господдержки инвестиционных проектов закрепляется необходимость планирования бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых обязательств с учётом действующих и неисполненных обязательств при первоочередном планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих обязательств, а также необходимость принятия получателями бюджетных средств новых бюджетных обязательств с учётом принятых, но неисполненных обязательств.

Законопроектом предусматривается основания для учёта результатов финансово-инвестиционного аудита при подготовке проектов законов о бюджете, внесении изменений в законы о бюджете и внесении изменений в сводную бюджетную роспись соответствующего бюджета.

Председатель ГД Вячеслав Володин в ходе рассмотрения документов сообщил, что «ко второму чтению законопроекты планируется дополнить нормами прямого действия, снизить требования к объёму инвестиций по ряду отраслей экономики, уточнить понятийный аппарат и предусмотреть механизм привлечения малого и среднего бизнеса».