Импорт растет цене, экспорт – в физических объемах

| новости | печать

В августе текущего года стоимость импорта товаров в методологии платежного баланса составила 22 млрд долл. С устранённой сезонностью импорт растёт третий месяц подряд, оставаясь, тем не менее, ниже внутригодового максимума. Стоимость экспорта составила немногим более 33 млрд долл., снизившись почти на 2% к предыдущему месяцу с устранённой сезонностью. Такие данные приводятся в исследованиях Центра развития Высшей школы экономики.

Исследователи соглашаются, что рост стоимости ввозимых товаров в августе сдерживало ослабление рубля. Впредь, при стабильном обменном курсе и сохранении тенденции последних месяцев, полагают ученые, стоимость импорта по итогам года может составить 250–253 млрд долл., что выше прогноза Банка России.

Согласно данным ФСТ России, в августе 2019 г. стоимость импорта из стран дальнего зарубежья составила 18,8 млрд долл. По оценкам Центра развития, с учётом досчёта и импорта из стран СНГ, стоимость всего импорта в методологии платежного баланса составила примерно 22 млрд долл. С устраненной сезонностью стоимость всего импорта растёт всё лето – на 0,6% (м/м) в июне, на 2,5% в июле и на 0,6% в августе. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы преодолеть апрельский внутригодовой максимум 21,2 млрд долл. (с устранённой сезонностью). В июне и, особенно, в июле росту импорта способствовало укрепление рубля (на 0,3 и 1,5% к предыдущему месяцу, в реальном выражении ко всем валютам). Значительное ослабление рубля в августе на 2,8% (максимальное ослабление с сентября прошлого года) не привело к снижению импорта, как это было годом ранее.

В августе вырос импорт продовольственных товаров, химической продукции, текстильных изделий и обуви из стран дальнего зарубежья. А импорт машиностроительной продукции сократился. В целом устойчивая тенденция роста наблюдается лишь в импорте химической продукции (с октября прошлого года, с исключением сезонного фактора и случайной компоненты), стоимость которого достигла пятилетнего максимума. Но продукция химической промышленности составляет лишь пятую часть импорта из стран дальнего зарубежья, потому этого роста недостаточно, чтобы преодолеть стагнацию импорта в последние два года. С июня 2017 г. ежемесячная стоимость импорта товаров в торговле со всеми странами с устранённой сезонностью изменялась в относительно узком диапазоне 20,0–22,2 млрд долл.

Основную долю импорта по-прежнему занимает машиностроительная продукция (немногим менее 50%). В динамике основных групп импорта машиностроительной продукции из стран дальнего зарубежья устойчиво (с февраля текущего года) растёт лишь импорт инструментов и оптики.

Ученые отмечают наличие предпосылок для формирования тенденции роста импорта автомобилей и их комплектующих. Продажи легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (LCV), несмотря на снижение в годовом выражении, с устраненной сезонностью в последние три месяца непрерывно росли. В июне продажи выросли не более чем на 1% по сравнению с апрелем (со снятой сезонностью), в июле рост ускорился примерно до 2% и немного замедлился в августе. По всей видимости, считают авторы исследования, укрепление рубля и возобновление Минпромторгом программ льготного автокредитования и лизинга c 1 июля (на них выделено 10 млрд руб.) позволило преодолеть спад продаж в апреле-мае.

Прогноз на 2019 г. такой. При относительно стабильном обменном курсе и сохранении тенденции последних месяцев стоимость импорта по итогам года может составить 250– 253 млрд долл. Это выше прогноза Банка России (249 млрд долл.). Но, пишут ученые, «По всей видимости, в ближайшие месяцы регулятор ожидает ослабление внутреннего спроса, которое будет сдерживать рост импорта».

В августе 2019 г. стоимость российского экспорта в методологии платёжного баланса, согласно оценкам Центра развития, составила 33,4 млрд долл. Экспорт снизился как по сравнению с предыдущим годом – на 11%, так и к предыдущему месяцу с устранённой сезонностью – почти на 2%. Основной причиной снижения стоимости экспорта стало ухудшение конъюнктуры на мировых товарных рынках. Стоимость барреля российской нефти марки Urals в среднем за август составила чуть более 60 долл., что на 15% ниже прошлогодней и на 5% ниже, чем в предыдущем месяце.

По данным ФТС России, в июле средние цены снизились на 2,5% год к году. В августе, скорее всего, понижение продолжилось. При этом физические объёмы экспорта в июле выросли более чем на 7% г/г, хотя до этого они снижались (в июне на 4% г/г, за второй квартал – на 3,5% и в целом за полугодие – на 4,4%).

Стоимость экспорта продукции ТЭК в августе, полагают в Центре развития, по нашим составила 20 млрд долл., или 60% всего экспорта. Несмотря на участие России в сокращении добычи нефти, которое ограничивает экспортные возможности, объём нефтяного экспорта, по данным Минэнерго, в августе достиг рекордного уровня 23,4 млн тонн (рост на 6% г/г и на 2% м/м).

Исследователи не исключают, что и в сентябре рост продолжится, учитывая падение производства нефти в Саудовской Аравии. Экспорт природного газа в августе практически не изменился по сравнению с прошлым годом, хотя ожидалось, что он может существенно снизиться из-за наполненности европейских газовых хранилищ. По всей видимости, снижение физических объёмов экспорта продукции ТЭК во втором квартале (-6,5% по данным ФТС России) и в целом за полугодие (-1,4%) близко к завершению. В июле объемы выросли более чем на 3% г/г и в августе, вероятно, рост продолжился.

Стоимость прочего экспорта (т.е. без учёта продукции ТЭКа) в августе 2019 г., согласно расчетам Центра развития, составила 13,5 млрд долл., что на 4,3% выше аналогичного периода прошлого года. Основу прочего экспорта составляют металлы (7% всего экспорта, по данным ФТС России за июль), а также машиностроительная продукция, химия и продовольствие с учётом с/х сырья (по 6–7% каждая). По всей видимости, рост стоимости в августе вызван увеличением цен, главным образом, на машины и оборудование. В июле средние цены экспорта машиностроительной продукции выросли на 27% г/г, а в июне – на 30%. При этом цены на не топливные товары на мировых рынках в августе продолжили снижение (почти на 4% г/г, согласно данным Всемирного банка), что ставит под сомнение дальнейший рост цен на российскую продукцию.

А вот физические объёмы экспорта машиностроительной продукции, согласно данным ФТС России, в июле снизились почти на 29% г/г. Впрочем, столь сильные колебания машиностроительного экспорта, скорее всего, носят разовый характер, хотя само снижение в условиях санкций вполне логично (за первое полугодие экспорт машин и оборудования снизился на 10% г/г).

В отношении экспорта прогноз делается не позитивный. Авторы исследования пишут, что устранение сезонности и случайных колебаний в экспорте прочих товаров указывает на продолжение стагнации. Стоимость этого экспорта на протяжении последних двух лет меняется в узком диапазоне 13,0–13,6 млрд долл. Причем лучшую динамику демонстрирует продовольствие и с/х сырье.

При этом ученые замечают, что и у других групп экспорта есть перспективы роста, учитывая обострение торговых отношений между США, с одной стороны, и ЕС и Китаем, с другой. Но трудно сказать, удастся ли воспользоваться этой возможностью в условиях западных санкций и замедления роста мировой экономики.