Численность рабочей силы в России сокращается

| новости | печать

О сокращении числа работников в стране идет речь в последнем выпуске «Мониторинга экономической ситуации в России», подготовленного коллективом экспертов Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара (Института Гайдара), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГ С), Минэкономразвития России.

В исследовании отмечается, что в 2019 г. темпы снижения численности рабочей силы значительно ускорились. В I квартале она сократилась почти на 0,8 млн человек по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года. За весь 2018 г. данный показатель уменьшился лишь на 0,1 млн человек. В результате число экономически активных граждан (без учета Республики Крым и г. Севастополя) вернулось к уровню 2005 г.

Сокращение численности рабочей силы рассчитывается Росстатом на основе методологии МОТ и определяется как совокупное число занятых (занимающихся приносящей доход работой) и безработных (не работающих, но ищущих работу и готовых к ней приступить). В соответствии с таким определением в рабочую силу попадают занятые и в различных нестандартных формах занятости, а также индивидуальные предприниматели, а в число безработных – все безработные, а не только зарегистрированные в государственных службах занятости. В результате показатель отражает степень вовлеченности населения в трудовые отношения, подчеркивается в мониторинге. «При этом рабочая сила (или численность экономически активного населения), в отличие от численности занятых и безработных, является ацикличным показателем. Ее снижение ведет к ограничению возможностей экономического роста в стране», - пишет авторы.

Значительная часть исследования посвящена попыткам найти какие-то еще обоснования наблюдаемому явлению, кроме демографии. Авторы пишут, что сокращение рабочей силы не является неожиданным - оно продолжается с 2016 г., и эта динамика соответствует общероссийским демографическим трендам. Ученые обращают внимание на то, что в российской статистике еще с советского периода все население традиционно делилось на население трудоспособного возраста (с 15 до 59 лет для мужчин и до 54 лет – для женщин), старше такого возраста и младше него. Численность населения трудоспособного возраста в России снижается с 2006 г. и за 12 лет уменьшилась на 9%. Однако, по мнению авторов, такой возрастной диапазон в настоящее время слабо соответствуют возрастному профилю участия российского населения в рабочей силе.

С одной стороны, в условиях распространенности массового высшего и среднего профессионального образования лишь 7,7% молодежи в возрасте 15–19 лет находились в 2018 г. на рынке труда, т.е. относились к рабочей силе. С другой стороны, 55% женщин в возрасте 55–59 лет продолжают трудиться. В современных условиях более точным диапазоном, в котором сосредоточены основные рабочие возраста (более 50% мужчин и женщин вовлечены в трудовые отношения), можно считать 20–59 лет. В результате повышения пенсионного возраста верхняя граница несколько возрастет.

Иными словами, надо скорректировать систему подсчета. Правда, это не сильно улучшит общую картину.

«Если рассматривать динамику численности населения в таких возрастных границах (20–59 лет), то она близка к динамике численности рабочей силы: активно росла в прошлом десятилетии, медленно снижается последние 9 лет. Если население в трудоспособном возрасте сокращается с 2006 г., то численность 20–59-летних начала снижаться лишь с 2011 г. и уменьшилась на 5,2%», - доказывают авторы необходимость считать по-новому. 

Анализируя рост численности рабочей силы в первом десятилетии 2000-х годов, исследователи не касаются резкого роста нефтяных цен, что обеспечило поступление денег в страну и вызвало рост числа вновь созданных рабочих мест и восстановление тех, которые не были задействованы в 90-е годы. Авторы отмечают иное: что рост численности рабочей силы, а также сохранение этого показателя неизменным на протяжении 2011–2018 гг., были возможны не только благодаря относительно благоприятной демографической динамике в этот период, но и все большему вовлечению населения в рынок труда. 1990-е годы характеризовались не только высокой по российским меркам безработицей, но и уходом из рабочей силы в экономическую неактивность, после 2000 г. тренд развернулся. Совокупный уровень экономической активности (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения в возрасте 15–72 лет) вырос на 3,8 п.п., однако динамика этого показателя существенно различалась по возрастам: у 15–24-летних он снизился на 10–12 п.п., тогда как у остальных возрастных групп – вырос. В результате к 2018 г. вовлеченность населения в трудовые отношения в возрасте 25–54 лет в России была выше, чем в странах ОЭСР, за исключением Швеции и Словении. При этом, несмотря на значительный рост экономической активности у 55–59-летних, к 2018 г. уровень экономической активности населения старшего возраста остается ниже среднего уровня развитых стран.

Для авторов раздела мониторинга о численности рабочий силы было важным показать, что в целом за период 2000–2018 гг. численность рабочей силы в России увеличилась на 3,7 млн человек. Старение населения в России негативно влияло на численность рабочей силы: при неизменном уровне экономической активности она сократилась бы на 0,5 млн человек. Однако демографические изменения, пишется в мониторинге, компенсировались дополнительным вовлечением населения в трудовые отношения, что позволило увеличиться численности экономически активного населения на 4,2 млн человек (учитывается только постоянная миграция, временная нет).

Как-то разобравшись с динамикой числа работников в начале века, авторы подступились к самому сложному – к попытке объяснить, что же случилось в этом году, в мирное время, при высоких ценах на углеводороды, что привело к заметному сокращению численности рабочей силы.

Любопытно, но ученые предложили два главных фактора сокращения численности рабочей силы, и оба никак не связываются с результатами проводимой экономической политики. Не принимается во внимание, например, то, что видно из окон многих российских домов – заброшенные строительные объекты, замороженные, скажем, торговые комплексы, которые построили, но в которые не нашли арендаторов, и так далее. Причины падения числа рабочих мест в исследовании подаются примерно, как рассказ о наблюдаемых природных явлениях типа дождя, который идет или не идет независимо от нашей воли.

Ученые пишут так: «Что касается начала 2019 г., то, с одной стороны, население продолжает стареть, сокращается число потенциальных работников – численность населения в возрасте 20–59 лет за год снизилась на 1 млн человек. При этом, хотя Росстат представляет оценки численности рабочей силы ежемесячно, демографические изменения учитываются на ежегодной основе. Таким образом, резкое снижение численности рабочей силы в I квартале частично можно объяснить демографическим фактором и особенностями расчета данного показателя».

Второй фактор связан с тем, что «наблюдалось снижение экономической активности населения: с 62,6% в I квартале 2018 г. до 62,0% в аналогичный период 2019 г. Частично это объясняется структурными эффектами – при старении населения средний уровень экономической активности падает. Тем не менее наблюдавшийся как минимум последние 10 лет рост активности в трудоспособных возрастах в 2019 г. практически прекратился».

После такого невнятного объяснения процесса, делается любопытный вывод. «Можно предположить, что в настоящее время достигнут предел экономической активности для населения в основных трудовых возрастах. Дальнейший рост возможен главным образом лишь за счет более активного вовлечения в рынок труда населения старшего возраста», - пишут исследователи.