35,3 месяца живет малый и средний бизнес в России

| цифра дня | печать

По данным Сбера, ожидаемый срок жизни компаний в России составляет 35,3 месяца. 64% предприятий МСП, которые активно работали в январе 2016 г., и сейчас продолжают свою деятельность. В среднем в России ежемесячно появляется 56 тыс новых активных бизнесов, а 28 тыс прекращают операции. Вероятность «смерти» предприятия особенно высока в течение первого года существования и в возрасте старше 36 месяцев.

Сроки существования бизнеса контрастно различаются по регионам и направлениям деятельности, пишут сбербанковские аналитики. Дольше других живут компании МСП, зарегистрированные на Дальнем Востоке; в лидерах Чукотка, Камчатка и Сахалин, где средний срок жизни с 2016 г. составляет 37 мес. При этом наибольшая вероятность дожития до 3 лет — в Москве. Самая низкая смертность компаний отмечается в медицинском секторе и добывающей промышленности, самая высокая — в транспортном сегменте, небанковских финансовых услугах, строительстве и розничной торговле. Даже после закрытия одного бизнеса россияне часто открывают другой и продолжают заниматься предпринимательской деятельностью. На самого активного бизнесмена в России зарегистрировано 167 действующих сейчас компаний.

Более 70% компаний в России живут три полных года и более, и это типичная величина для многих стран. В среднем в мире около половины новых бизнесов закрывается в срок до 5 лет и лишь треть достигает возраста в 10 лет. Однако в нашей стране, пишет Сбер, наблюдается колоссальный разброс показателей в зависимости от региона регистрации и сферы деятельности, при этом нет практически никаких различий между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Компания считается «погибшей», только если она снята с регистрации в ФНС.

Сбербанк отмечает, что в целом по стране 70,8% предприятий МСП действуют более 36 мес. В США для выборки компаний, зарегистрированных после 2010 г., данный показатель составляет 61,6%. Более высокий уровень дожития в России, однако, необязательно положительный признак. Он может сигнализировать о меньшей склонности граждан рисковать, открывая собственное дело. Косвенно это также может быть следствием различий в законодательстве о банкротстве, поясняют аналитики.

Любопытно также, подчеркивают авторы, что «смерть» компаний аномально часто происходит до достижения 6-месячного возраста. За первые полгода с рынка уходит 6,5% регистрируемых юрлиц, что примерно в полтора раза выше нормы. Значительная их часть, вероятно, фирмы-однодневки.

Почти 20% россиян, которые когда-либо открывали собственное дело, регистрировали более одного юридического лица. 16% активных предпринимателей — акционеры более чем одного предприятия, 1% имеют пять и больше компаний.