Александр Жуков (ЕР): Государственная Дума за эти 25 лет доказала свою жизнеспособность

| прямая речь | печать
Загрузка плеера

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!

Давайте вспомним, действительно, Государственная Дума 25 лет тому назад начала работать в очень тяжёлых условиях. Это было время жесточайшего политического кризиса, очень серьёзного экономического кризиса, потому что командно-административная экономика, которая была в Советском Союзе, она была к этому моменту практически полностью разрушена, разрушались связи между предприятиями, которые оказывались в разных странах, а рыночная экономика, по существу, ещё не сформировалась.

Никакого законодательства, которое бы регулировало отношения практически в новой стране, по существу, не было. Пропали все сбережения граждан, знаете, как это люди воспринимали у нас в стране. А внешний долг нашей страны был больше, чем весь бюджет, это абсолютно катастрофическая ситуация для любой страны.

Сейчас сложно себе это представить, но бюджет 1994 г. состоял из нескольких десятков страниц, вот такой вот был документ маленький, а отчёт по нему был на одной странице. Бюджет – это вообще главный документ, ради которого, собственно говоря, и первые парламенты мира были... создавались.

Такая была ситуация, и в этих условиях такого жёсткого кризиса нам нужно было принимать новые основы, по сути, правового регулирования жизни граждан, организаций, предприятий. Все эти важнейшие законы готовились практически с колёс и принимались. У большинства депутатов, которые были в первой Государственной Думе, практически не было никакого опыта законотворческой деятельности, и всё это делалось методом проб и ошибок, понятно, что качество и законов принимаемых, оно, в общем-то, было неблестящим.

Я помню, как в номере теперь уже несуществующей гостиницы «Россия», поскольку работать было негде в самом начале Думы, собирались депутаты и писали первый Регламент Государственной Думы, его не было тоже – это надо было всё придумать.

Ну и, вообще, вспоминая 90-е годы, вот сейчас, ретроспективно глядя назад, мне, честно говоря, даже не верится, что в этих условиях, Геннадий Андреевич сегодня об этом говорил, практически непримиримых политических разногласий, непримиримых, на каждом заседании это проявлялось: и в первой Думе, и во второй.

Дума действительно была несколько раз, она балансировала на грани роспуска, да не только Дума, государство было несколько раз на грани полного развала.

И тем не менее в этих условиях Государственная Дума приняла все ключевые законы, по которым новое государство должно было жить – это и Гражданский, Уголовный кодекс, налоговое, земельное, банковское законодательство, основы образования, здравоохранения, всё это было принято в 90 годы.

Конечно, у депутатов были разные представления о том, что является благом для России и в этом смысл парламента. И сейчас, здесь сидя в этом зале, мы по-разному представляем себе, как дальше должна развиваться наша страна, какие правильные решения нужно принимать? Собственно говоря, для этого и существует парламент – это главная площадка в стране для обсуждения всех этих острых политических вопросов.

Я думаю, что всё-таки за это время мы научились слушать и слышать друг друга. Это было не всегда так. И в этом зале тоже были, знаете, какие события происходили и при принятии различных законов, и Земельного кодекса, если я правильно помню.

Но мы научились не просто слышать и слушать друг друга, но мы научились и объединяться, и объединяться тогда, когда речь идёт о принципиальных вопросах выживания страны, таких вопросов, как защита суверенитета страны, международные отношения.

Мы научились объединяться вокруг важнейших инициатив президента, к которым сейчас относятся с уважением и с поддержкой практически все фракции Государственной Думы, мы неоднократно это демонстрировали здесь уже в этом зале.

Я, конечно, далёк от того, чтобы идеализировать работу Государственной Думы, у нас множество проблем в экономике, в социальной сфере. Да, Геннадий Андреевич действительно в 90-е годы наша страна вымирала, мы в середине 90-х теряли по 2 миллиона человек в год и нам многие наши друзья из-за границы прогнозировали, что к 2020 году у нас будет 120 миллионов населения в стране. К счастью, эти прогнозы не оправдались, благодаря нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину, который пришёл и коренным образом эту тенденцию изменил.

Да, у нас сейчас могут быть колебания, но население нашей страны не убывает и в этом, кстати сказать, есть и большая заслуга депутатов Государственной Думы, которые непросто критиковали, а подходили несколько с иной стороны и всё-таки предлагали те решения, которые в конечном итоге позволили нам бюджет в 10 раз увеличить по сравнению с тем, о чём я говорю и сохранить население нашей страны.

Ещё раз хочу сказать, да, у нас много проблем, но, очевидно, что работа палаты стала намного более профессиональной. У нас налажено и эффективное сотрудничество с коллегами из Совета Федерации, с правительством, с Администрацией президента, каждый законопроект сейчас проходит тщательнейшую проработку, парламент работает в содружестве с учёными, с представителями профессиональных сообществ с экспертами. На мой взгляд, Дума была и остаётся важнейшей для нашей страны площадкой для дискуссий и споров, и поиска компромисса, причём максимально открытой для общества. Это подтверждают и те парламентские слушания по важнейшим и наиболее чувствительным вопросам для людей и прямые трансляции заседаний палаты, даже прямые трансляции заседаний комитетов.

Ну и вообще, я думаю, что послушав выступление Геннадия Андреевича, Владимира Вольфовича, я не знаю, у кого поднимется рука или голос сказать, что Дума – это не место для дискуссий. Здесь каждый имеет возможность донести позиции разных слоёв общества, депутаты могут услышать точку зрения практически каждого.

Одну цитату приведу, это слова Петра Аркадьевича Столыпина, я думаю, что они и сегодня звучат актуально: «Не только каждый законопроект, но каждая его отдельная черта, каждая особенность может чувствительно отозваться на благе страны. Необходимо учитывать все интересы, вносить изменения, требуемые жизнью, и, если нужно, подвергать законопроекты переработке, согласно выяснившейся жизненной правде».

Окажется, что это очень актуальная сегодня цитата. Нам прежде всего нужно ориентироваться на жизненную правду, и действительно у нас есть потребность в том, чтобы регулярно, каждый день работать над совершенствованием и изменением законодательства.

25 лет назад была принята Конституция, которая закрепила безусловную ценность, приоритет прав, свобод граждан, и, я думаю, что она является прочной основой для нашего демократического государства. И как раз, я должен сказать, что за эти 25 лет Конституция, мне кажется, безусловно, доказала свою жизнеспособность, иначе бы мы развалились ещё в 90-е годы, и, я думаю, что просто не было бы такой страны, как Россия в сегодняшнем виде.

И, как бы её ни критиковали, да, наверное, можно было сделать по-другому, наверное, можно было прийти к парламентской республике, но я не уверен, что мы бы сегодня в этом зале с вами вот так свободно разговаривали бы на эти темы, если бы пошли этим путём.

Я думаю, что и Государственная Дума за эти 25 лет доказала свою жизнеспособность не только потому, что она приняла 7 тыс. законов, хотя это, в общем, само по себе немалое количество, и действительно мы создали за это время практически абсолютно новое законодательное поле для новой страны. Я хочу поздравить, всё-таки праздник у нас.

Хочу поздравить всех присутствующих с 25-летием Государственной Думы, особенно тех, кто в Думе проработал с самого начала. Тамара Васильевна, 25 лет – это практически серебряная свадьба, я вас поздравляю.

А всех с Днём Конституции. Я надеюсь, что ещё через 25 лет в этом, а, может быть, в другом зале соберутся депутаты, нас, наверное, там уже не будет, и скажут «спасибо», в том числе и нам, за то, что мы всё-таки сохранили и развиваем нашу страну.

Выступление на пленарном заседании ГД 11 декабря 2018 г.