ЦБ ограничивает риски валютного кредитования

| новости | печать

Для снижения системных рисков валютного долга Банк России планирует принять дополнительные меры по ограничению валютного кредитования. Соответствующий проект изменений в Инструкцию ЦБ «Об обязательных нормативах банков» опубликован на сайте регулятора.

Согласно документу, коэффициенты риска по кредитным требованиям (и вложениям в долговые ценные бумаги) в иностранной валюте к юридическим лицам – резидентам, являющимся экспортерами, повышаются с 100 до 110%. Для стимулирования дальнейшего снижения кредитования в наиболее рисковом сегменте коэффициенты риска по кредитным требованиям на цели приобретения недвижимости повышаются с 130 до 150%. Все прочие требования к юридическим лицам в иностранной валюте будут взвешиваться с коэффициентом риска 130% (текущий коэффициент – 110%). При этом сохраняется исключение, в соответствии с которым новые коэффициенты риска не будут применяться в отношении кредитных требований, по которым имеются прямые либо косвенные гарантии РФ (в частности, кредитных требований в иностранной валюте, обеспеченных полисом страхования ЭКСАР).

«Высокая доля валютной составляющей в активах и пассивах банковского сектора является источником риска для финансовой стабильности, при этом проблемы могут быть связаны как с заёмщиками, не имеющими валютной выручки, так и с экспортерами», – подчёркивает Центробанк.

Чрезмерный валютный долг приводит к усилению волатильности на внутреннем финансовом рынке, когда ухудшается конъюнктура глобального рынка. В ближайшие годы такие риски могут усилиться в странах с формирующимися рынками по мере того, как ведущие центральные банки будут отходить от стимулирующей политики и на глобальных рынках будет происходить ужесточение денежно-кредитных условий. Ситуация в российских банках и нефинансовых компаниях осложняется тем, что доступ к внешним заимствованиям затруднен в условиях ограничений со стороны отдельных стран.

Предложенные изменения будут применяться по отношению к вновь выдаваемым кредитам (по сделкам с долговыми ценными бумагами) после 1 июля 2018 г. Это позволит распределить давление на банковский капитал во времени (по мере появления у компаний потребностей в рефинансировании текущей задолженности и инвестициях). В дальнейшем в случае усиления рисков долларизации банковских активов и пассивов регулятор оставляет за собой право принять дополнительные меры.