4,4 процента ВВП – до такого уровня предлагается увеличить расходы на образование к 2024 г.

| цифра дня | печать

Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и Центр стратегических разработок (ЦСР) в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития России до 2035 г. под руководством ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова подготовили доклад, в базовом сценарии котором предлагают увеличить расходы на образование в РФ до 4,4% ВВП к 2024 г. Доклад имеется в распоряжении «Интерфакса».

В докладе рассматриваются три сценария финансирования образования. Первый сценарий предполагает полноценную реализацию всех предложений экспертов, и он, по расчетам авторов, потребует роста бюджетного финансирования до 4,8% ВВП к 2024 г. (при текущих 3,6%). Второй сценарий - базовый, рассматривает дополнительное бюджетное финансирование в размере 0,8% ВВП. Третий сценарий, инерционный, предполагает, что расходы увеличатся лишь на 0,4% ВВП (до 4% ВВП), и его авторы называют «категорически неприемлемым», поскольку он «едва покроет расходы в связи с демографическим фактором - ростом контингента в системе образования» на 12% к 2024 г. В этом третьем сценарии предложения ВШЭ и ЦСР не реализовываются вовсе.

Самым затратным из предложенных проектов является инфраструктурный, его объемы авторы доклада оценивают в 2,03 трлн руб. в 2019-2024 гг. или 1,2 трлн руб. за тот же период при активном использовании модели государственно-частного партнерства. В рамках этого проекта предлагается построить 2 тыс. новых современных школьных зданий, провести капитальный ремонт 5 тыс. школ, закупить и отремонтировать школьные автобусы, подключить школы к высокоскоростному интернету и организовать Wi-Fi, закупить новую мебель и разработать новый современный дизайн классов. Кроме того, проект предполагает ежегодное создание 70 тыс. новых мест в яслях.

Другой затратный проект озаглавлен как «Равные образовательные возможности», и он потребует 1,31 трлн руб. в 2019-2024 гг. Эксперты предлагают, в том числе, бесплатную годичную подготовку детей перед школой, адресную поддержку образования малообеспеченных семей, рост вузовских стипендий до 80% от прожиточного минимума в регионе и «введение ЕГЭ по общеобразовательным предметам на программах среднего профессионального образования».

Вопросы поддержки вузов представлены сразу в нескольких проектах. Проект «Экспорт образования» предполагает выделение на строительство кампусов вузов до 2024 г. 302 млрд руб. Тот же проект предусматривает 232 млрд руб. на программу повышения зарплаты на 20% от средней для вузовских преподавателей, которые могут вести занятия на иностранном языке, финансирование 10 тыс. дополнительных мест ежегодно для талантливых иностранцев, поддержку цифровых образовательных проектов.

На проект фундаментальных и поисковых исследований авторы доклада предлагают выделить в общей сложности почти 782 млрд руб. до 2024 г., причем часть денег, в среднем около 39 млрд ежегодно до 2024 г., предлагается направить на продолжение программы повышения конкурентоспособности российских вузов (известна как программа «5-100»), и еще около 25 млрд ежегодно резервируется для зарплат зарубежным профессорам.

В представленных «Интерфаксом» выдержках из программного документа не удалось разглядеть намека на то, чтобы сделать образование в стране прибыльным бизнесом – а именно этим отличаются лучшие мировые ВУЗы, отрабатывающие крупные проекты по заказам государственных организаций (в том числе – военных) и частных компаний (в том числе - фармацевтических). В каком-нибудь Гарварде подсчеты идут примерно так: все виды финансирования обеспечивают столько-то долларов расхода на студента в год, а работы студентов и их преподавателей дают столько-то долларов дохода на студента в год. Второй показатель в приличном ВУЗе часто превышает первый. Иными словами, университеты могут быть, как мы видим, центрами научных исследований. А могут оставаться лишь местами, где одни готовят вопросы экзаменов, а другие – зубрят ответы на эти вопросы.