30% - такой рост выдачи ипотеки заставляет экономистов говорить о формировании нехорошего пузыря

| цифра дня | печать

За 9 месяцев 2017 г. число выданных в России ипотечных кредитов выросло на 16,3%, а сумма — на 25,2%. Рост ипотеки ускоряется — в сентябре он составил 32,5% и 45,1% соответственно. Причина понятна - падение средней ставки уже до 10,05% годовых – это исторический минимум. Радоваться процессу мешает то, что он проходит на фоне снижения реальных доходов населения и негативной динамики цен на жилье. Вот почему экономисты практически хором говорятт, что на ипотечном рынке формируется новый пузырь.

О риске формирования пузыря на ипотечном рынке предупреждает, к примеру, бывший заместитель министра финансов РФ, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Олег Вьюгин в рамках круглого стола «Основные направления денежно-кредитной политики в 2018-2020 годах» в «вышке».

«Сохранение сырьевой модели - это в принципе риск для экономики, поскольку она остаётся недостаточно эффективной. Может быть ещё риск, кстати, ипотечного пузыря, поскольку на самом деле снижение ставок, видимо, будет происходить, в том числе, и базовой. И это, конечно, будет стимулировать очень мощный приток. Фактически все банки будут перестраивать свои модели под ипотечное кредитование. И в общем-то население попадёт на очень большие обязательства… только растущая экономика может обеспечить выполнение этих обязательств… Если же экономика вялая и не растёт, то скорее всего происходит другой сценарий», - цитирует О.Вьюгина RNS.

Чиновники тоже заметили опасность. С 1 ноября ЦБ ввел повышенные коэффициенты риска для ипотеки с первоначальным взносом меньше 20%. Регулятор пытается, как пишут аналитики Moody’s, «превентивно минимизировать кредитные риски на быстрорастущем рынке»

На самом деле мера просматривается одна – ограничить любыми способами доступ людей к кредитным ресурсами фактически прекратить массовые продажи жилья в ипотеку. Это можно сделать. Но тогда рухнет строительная отрасль со всеми понятными последствиями от роста безработицы до падения продаж ряда товаров, которые обычно покупают новоселы. Мебельщики и текстильщики явно будут не рады.

Другой выход – помощь государства потребителям, а не только производителям. Но это меняет всю ту экономическую философияю, которую продвигают денежные власти в последнее время. Плюс потребуются некоторые изменения бджетных параметров, перераспределение ресурсов в пользу опять же потребителей, а не, к примеру, силовиков. Это тоже вряд ли будет сделано.