Рубль крепнет не по указке из-за границы

| новости | печать

Коллектив экспертов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГ С), Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России представил очередной мониторинг экономической ситуации в России. В нем развенчиваются несколько недавно созданных, но уже вошедших в обиход мифов, к примеру – про то, что укрепление рубля вопреки воле властей происходит из операций carry trade.

Анализируя платежный баланс в I квартале 2017 г., авторы мониторинга пишут: «… укрепление рубля за эти три месяца на 7,1% вряд ли предопределялось операциями carry trade (которыми занимались нерезиденты, проявившие интерес к российским финансовым активам), так как доля таких операций в платежном балансе была невелика.

Причина в другом, полагают эксперты. «В значительном росте профицита счета текущих операций платежного баланса, что и подталкивало рубль вверх, сыграло роль растущее превышение экспорта над импортом – внешнеторговый «плюс», составлявший в I квартале прошлого года 22,3 млрд долл., теперь вырос до 34,5 млрд долл. В итоге положительное сальдо счета текущих операций за последние три месяца (22,8 млрд долл.) практически достигло объема, полученного за весь 2016 г. Эту динамику не переломил даже неожиданно и серьезно выросший чистый вывоз частного капитала (15,4 млрд долл. за квартал), происходивший, в основном, за счет операций банковского сектора. Предположительно, это может быть связано с предоставлением нерезидентам бридж-кредита в поддержку сделки по покупке акций «Роснефти»»...

Любопытен представленный прогноз на весь 2017 г. Делая его, эксперты исходят из сохранения мировых цен на нефть приблизительно на уровне 55 долл. за баррель и номинального курса рубля к доллару в пределах 55–60 руб. В этом случае они ожидают укрепления реального курса национальной валюты, роста стоимостных объемов экспорта на 30–40% и импорта – на 20–25% (по сравнению с 2016 г.). В итоге положительное сальдо счета текущих операций может вырасти в этом году до 60–80 млрд долл.

При этом авторы мониторинга оговариваются, что эти расчеты отнюдь не гарантируют укрепление рубля весь год. «Риски ослабления рубля сохраняются: прежде всего, за счет возможного ухудшения условий внешнейторговли, а также – потенциального ужесточения монетарной политики ФРС».

В мониторинге подробно разбирается платежный баланс за квартал. В частности, любопытна та часть исследования, которая посвящена анализу причин возникновения серьезного профицита текущих операций.

Говоря о повышении стоимостных объемов импортных поставок, авторы мониторинга объясняют это динамикой курса национальной валюты. Согласно данным Банка России, индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам в I квартале 2017 г. по отношению к I кварталу 2016 г. составил +33,2%, то есть произошло значительное укрепление рубля, означающее существенное относительное удешевление импорта.

«Рост стоимостных объемов экспорта обусловлен внешними причинами – увеличением мировых и региональных цен на основные товары российского экспорта. Причем это касается не только сырой нефти и нефтепродуктов – существенно подорожали также черные металлы, каменный уголь, алюминий, пшеница и меслин, медь. Рост цен на эти товары сопровождался стабильными значениями физических объемов поставок. Цены на другой значимый товар российского экспорта – природный газ – практически не изменились. Однако связано это с привязкой долгосрочных контрактов к цене на нефть за предыдущие периоды. Это означает, что до конца года цены на экспортируемый газ будут расти, что при сохранении физических объемов поставок будет означать рост положительного сальдо счета текущих операций», - говорится в мониторинге.

Обращают внимание аналитики на то, что рост профицита счета текущих операций сопровождался увеличением дефицита финансового счета, который в I квартале 2017 г. без учета изменения резервных активов равнялся 8,6 млрд долл. (против 7,4 млрд долл. в I квартале 2016 г.).

Отмечается в мониторинге, что обязательства российских экономических агентов перед иностранными экономическими агентами по итогам первых трех месяцев 2017 г. увеличились на 7,6 млрд долл., тогда как в I квартале 2016 г. их снижение составило 8,7 млрд долл. Рост иностранных обязательств был обеспечен увеличением прямых иностранных инвестиций прочих секторов, составившим 6,9 млрд долл. в I квартале 2017 г. (0,5 млрд долл. в I квартале 2016 г.). По всей видимости, приток прямых иностранных инвестиций связан с завершающим этапом приватизации «Роснефти».

А что же carry trade, на который списывали непослушание рубля власти? Вот что пишут эксперты в монитринге по этому поводу: «Объемы операций кэрри-трейд, обусловленные возможным интересом к российским финансовым активам со стороны нерезидентов в условиях сохранения повышенных ставок процента, в I квартале 2017 г. оказались сравнительно небольшими в масштабах всего платежного баланса: рост обязательств федеральных органов управления за I квартал составил лишь 1,3 млрд долл. (0,1 млрд долл. за I квартал 2016 г.). При этом портфельные инвестиции в небанковский финансовый сектор снизились за январь-март на 1,9 млрд долл., тогда как в I квартале прошлого года был зафиксирован их рост на 1,6 млрд долл».

Прогнозируя в этом году увеличение сальдо счета текущих операций, эксперты полагают, что оно «… будет отчасти компенсироваться покупками валюты Банком России для Минфина России в рамках временного бюджетного правила в объеме бюджетных доходов, поступающих при превышении цены на нефть уровня 40 долл./барр., а также покупкой иностранных активов частным сектором».

Не пишут авторы мониторинга про то, что пока валюту покупает Минфин, он тратит на это реальные деньги налогоплательщиков. А если покупать начинает ЦБ, то используются уже вновь нарисованные деньги.