Государство будет контролировать не бизнес, а саморегулируемые организации

| новости | печать
В Госдуме обсудили проблемы перехода к саморегулированию.

По словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиулиной, до недавнего времени единственным источником стандартов являлось государство. Переход к саморегулированию предполагает, что стандарты будут приниматься самими участниками рынка и только небольшая их часть будет утверждаться государством.

Большую роль сыграет саморегулирование и при переходе от обязательной сертификации к декларированию, основанному на стандартах деятельности. У нас в стране 85% товаров подлежит обязательной сертификации. Для сравнения, в странах ЕС – не более 15%.

Министр отметила, что Государство теперь будет контролировать не бизнес, а саморегулируемые организации (СРО). Бизнесу это дает значительное снижение административных барьеров, снижение коррупции и сокращение проверок. Например, последнее снижение лицензируемых видов деятельности более чем на 40 видов в 2005 году сократило платежи со стороны бизнеса более чем на 1 млрд. руб. ежегодно. Проверки, проводимые в рамках СРО, направлены не на наказание, а на профилактику правонарушений. Кроме того, для бизнеса участие в СРО – подтверждение своего конкурентного преимущества.

По словам Э. Набиулиной, сегодня относительно полноценно реализована модель саморегулирования и отмены лицензирования пока только в двух видах деятельности: деятельность арбитражных управляющих и оценочная деятельность, где установлено обязательное участие в СРО взамен лицензированию.

В настоящее время действует 41 СРО арбитражных управляющих, которые объединяют 6 с половиной тыс. человек. В Российский союз СРО арбитражных управляющих входит 27 СРО, численность которых составляет порядка 4,6 тыс. человек.

Саморегулирование оценочной деятельности введено с 1 июля 2006 года. Пока образовано 7 СРО, численностью от 350 до 400 тыс. членов.

В настоящее время ведется активная разработка законопроектов о введении саморегулирования в аудиторской, строительной, изыскательной и проектной деятельности. В частности, при подготовке ко второму чтению в законопроекте о саморегулировании в строительной деятельности должны появиться нормы о компенсационном фонде, который будет способен возместить реальный ущерб потребителей, о регулировании не видов работ, а видов деятельности. Этот закон должен быть принят в весеннюю сессию.

Перспективными сферами саморегулирования Э. Набиулина назвала кадастровую, бухгалтерскую, туристскую деятельность. От бизнеса также поступили предложение о введении саморегулирования в таких сферах, как сельское хозяйство, транспорт, связь, рыболовство, страхование.

Кроме того, в ближайшее время будет принято решение о введении надведомственного уполномоченного органа по ведению реестра СРО, порядок ведения которого уже подготовлен в Минэкономразвития.

Необходимо также рассмотреть возможность введения в НК РФ нормы о квалификации взносов СРО как расходов на регулирование и соответственно отнести их на затраты. Это, по мнению министра, позволит снизить издержки членов СРО.

Также необходимо предусмотреть дополнительные меры ответственности СРО. Сейчас базовой мерой является исключение из реестра. В процессуальное законодательство будет введена норма о судебных представительствах СРО в судебных органах.

 

«ЭЖ»