1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать

Зачем нужны диссертации

В июньском выпуске ежемесячного обзора «Экономическое развитие России» Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара один из разделов посвятил недавним диссертационным скандалам, так называемому «диссергейту». Интересен вывод его автора, что девальвация диссертаций — процесс мирового масштаба, и это нужно учитывать при выработке мер по исправлению ситуации с подготовкой диссертаций и присуждением научных степеней.

В последние месяцы, пишет автор раздела И. Дежина, в научном сообществе и правительстве были подняты проблемы недобросовестной подготовки диссертационных работ, плагиата, подделки научных публикаций, в которых должны быть представлены результаты исследований, и в целом снижения качества диссертаций.

С тем, что качество диссертационных работ упало в самых разных областях наук, согласны многие учёные. Вместе с тем в общественных науках, отмечает автор, кроется самостоятельная проблема, которая состоит в том, что чиновники и государственные деятели предпочитают получать степени по экономическим, политологическим, социологическим, юридическим наукам, а не по естественнонаучным или техническим. По статистике, за последнее десятилетие число утверждённых кандидатских диссертаций по естественным и техническим наукам незначительно сократилось (за исключением химических наук, где прирост составил 15,5%), а по ряду общественных — выросло. Особенно выделяются на общем фоне политологические науки — рост числа утверждённых диссертаций в два раза за период 2000–2011 гг. и экономические — прирост, как показывают данные таблицы, почти в 1,5 раза.

В среднем за десятилетие произошло очень небольшое сокращение числа утверждённых

кандидатских диссертаций (на 2,8% по сравнению с 2000 г.), а «пик» защит пришелся на 2005–2007 гг., когда в год утверждалось около 30 000 диссертаций (в настоящее время — 22 000–23 000 ежегодно). Правда, отмечает автор, по сравнению с 1995 г. число защит возросло почти вдвое, однако важно помнить, что в 1995 г. происходил интенсивный отток кадров из науки, поэтому сравнивать нынешнюю ситуацию с одним из самых провальных периодов в отечественной науке он справедливо считает некорректным.

В разделе проведён внимательный анализ подготовленного в середине апреля проекта Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в России и признано, что в нём немало новаторских позиций и новых деталей.

Российский «диссергейт» обнажил проблемы, которые во многом были давно известны тем, кто работает в науке. Однако, заключает эксперт, интересно то, что ситуация в России в области подготовки научных кадров не уникальна. Падение качества диссертаций и их девальвация — процесс мирового масштаба, наблюдаемый в настоящее время и в Европе, и даже в США.

«Отчасти это объясняется тем, что значение учёной степени изменилось. Раньше предполагалось — и так и происходило — что защитившийся остаётся в науке (неважно, теоретической или прикладной). Теперь степень — это эквивалент ещё одного диплома, свидетельствующий об определённом уровне компетенции его держателя и позволяющий ему занимать достойные позиции в различных сферах экономической деятельности. Соответственно растёт доля тех, кто после защиты прекращает занятия наукой. Таким образом, и в России проблема глубже, чем упущенная ситуация с защитами и их неправильной организацией и контролем. Происходит постепенное изменение ценностей в образовательной системе и взглядов на то, зачем нужны диссертации», — делает вывод И. Дежина.

Таблица

Диссертации на соискание ученой степени кандидата наук,

утверждённые ВАК, ед.

Область наук

2011

2000

1995

2011/2000, %

Физико-математические

1233

1354

1059

91,0

Химические

767

664

1056

115,5

Биологические

1242

1333

811

93,2

Технические

3930

4781

2563

82,2

Исторические

628

829

144

81,2

Философские

486

550

301

88,3

Экономические

3893

2709

870

143,7

Политологические

410

202

56

203,0

Социологические

342

421

144

81,2

Источник: Индикаторы науки: 2013. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2013. С. 63.