1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать

Организации по утилизации мусора не должны платить за загрязнение окружающей среды

Конституционный Суд РФ признал противоречащим Конституции взимание со специализированных организаций по утилизации мусора непредвиденных ими выплат за ущерб окружающей среде.

Постановление было провозглашено по делу о проверке конституционности ст. 16 закона «Об охране окружающей среды» и постановления правительства РФ, устанавливающего оплату за её загрязнение.

С соответствующим заявлением в КС РФ обратилось общество, которое занимается сбором, транспортировкой и размещением бытовых отходов. Согласно оспариваемым нормам, эта деятельность квалифицируется как негативное воздействие на окружающую среду. Соответственно, за неё взимается плата в связи с загрязнением природной среды.

В решении суд указал, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не равнозначна налогу. Тем не менее, на неё также распространяется общее требование правовой определённости. Это, в частности, означает, что обязанность по уплате платежа должна быть предсказуемой, а в его правовом регулировании должна поддерживаться разумная стабильность.

Конституционный Суд установил, что резкое изменение правоприменительной практики в 2009 г. не позволяло специализированным организациям по утилизации мусора предвидеть, что на них будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за размещение отходов. Соответственно, взимание с них этой платы в 2009 г. за размещение отходов сторонних организаций, с учётом невозможности её компенсации, противоречит Конституции РФ.

Практика применения оспариваемых нормативно-правовых актов также позволяет назначать специализированным организациям по утилизации мусора повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов. При этом хозяйствующие субъекты, деятельность которых собственно и привела к образованию отходов, освобождены от данных выплат. В результате фактически сводится на нет стимулирующее значение данного платежа. Он, по сути, превращается в инструмент чрезмерного ограничения права собственности и права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в правовое регулирование. Впредь до их внесения повышающий коэффициент не может назначаться в отношении специализированных организаций за утилизацию ими отходов, полученных от других лиц, говорится в решении КС РФ.