Александр Хинштейн (ЕР): основным критерием эффективности вуза должна стать востребованность студентов (аудио)

| прямая речь | печать
Загрузка плеера
Пленарное заседание Госдумы 13.11.2012

Вчера состоялось заседание Президиума Генерального совета партии «Единая Россия», на котором мы подробно и детально заслушали Министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Мы обозначили принципиальные позиции, которые считаем правильными и необходимыми для дальнейшей работы.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что высшая школа нуждается в реформировании. Несомненно, сегодня во многих вузах качество образования не соответствует тем стандартам и тем ожиданиям, которые на него возлагают студенты. Многие вузы, особенно это актуально для негосударственного сектора, превратились в фабрики, штампующие дипломы и выпускающие липовых специалистов, которые не знают ровным счётом ничего из той специальности, которая записана у них в дипломе.

Но это ровным счётом не означает, что вся система высшего образования у нас плохая, и уж тем более не означает, что выпускники не знают тех основ и азов, которые необходимы для их дальнейшей жизни. И в этой связи мы считаем необходимым систематизировать эту работу.

Когда эта работа началась, мы предупреждали руководство Минобрнауки о необходимости более системного и более внимательного отношения к этой теме, потому что она напрямую затрагивает интересы студентов, их родителей, абитуриентов, тех, кто выпустился из тех или иных учебных заведений. И эту работу надо вести очень осторожно.

К нашему сожалению, далеко не все наши доводы были услышаны. Мы понимаем, что всякий раз, когда тот или иной вуз будет объявляться неэффективным, это будет, конечно же, вызывать социальное напряжение со стороны студентов, со стороны преподавателей. Людям необходимо объяснять, что их ждёт. На сегодняшний день какого-нибудь внятного и грамотного разъяснения населению, какие последствия произойдут после упразднения того или иного вуза, нет.

Для того, чтобы работа шла максимально системно, в рамках партии «Единая Россия» мы создали рабочую группу, которая должна оценивать и анализировать предложения, которые вносит Минобрнауки. Мы считаем, что эта работа должна вестись максимально гласно. И вчера мы чётко обозначили министру нашу позицию.

Мы не согласны с теми критериями, которые на сегодняшний день предлагаются для оценки вузов. Я позволю себе кратко напомнить, о чём идёт речь. На сегодняшний день предлагается считать, эффективный вуз или нет, по следующим показателям. Это средний балл по ЕГЭ, объём средств на научно-исследовательскую деятельность, количество иностранных студентов, объёмы общего финансирования на одного научно-педагогического работника и количество квадратных метров на одного студента.

Эта абсолютно формальная логика делает самым эффективным в России вуз, в котором будет учиться только один гражданин Узбекистана или Киргизии, потому что там будет 100-процентное количество иностранных студентов, потому что там будет большое количество площадей на одного студента и потому что объём денег там будет нормальный.

Этот формальный подход привёл к тому, что большинство педагогических вузов сегодня в стране, как утверждает Минобр, имеет признаки неэффективности, а если быть точным, 60% всех вузов. Половина всех вузов, которые готовят специалистов в области культуры и искусства, имеют признаки неэффективности. Почему? Да потому, что уровень ЕГЭ в педагогическом вузе будет всегда ниже, чем в МГУ или СПГУ, и изменить это сегодня Минобр не в состоянии.

Мы говорим о том, что необходимо изменить эти подходы. Основным критерием эффективности вуза должно стать не мифическое количество иностранных студентов, а востребованность студентов, потому что главная задача вуза – это подготовить профессионального специалиста. И кому, как не работодателю, определять, хороший это вуз или нет. Мы будем добиваться того, чтобы эти критерии разрабатывались совместно с гражданским обществом, совместно с профессионалами, совместно с экспертным сообществом.

К нашему сожалению, первые шаги, которые сделал Минобр, оказались не самыми успешными. Это и поспешное объединение двух университетов в Тамбове – вы знаете, что это закончилось массовыми выступлениями студентов, и Минобр был вынужден отменить свой приказ. Это и попытка присоединения Московского государственного университета управления к Академии народного хозяйства, которая в настоящий момент приостановлена. Происходило это абсолютно келейно, без какого-либо обсуждения, без диалога.

Очевидно, что только прозрачно, только гласно, только путём привлечения общественности такую острую и щекотливую проблему необходимо решать ещё и по той причине, что высшая школа – один из основных источников коррупции в нашей стране. И всякий раз, когда чиновники келейно будут пытаться присоединить один вуз к другому, будут возникать вопросы коррупционной подоплёки, чего мы с вами допустить не можем.

Нужно сразу сказать, что то, что тот или иной вуз имеет признаки неэффективности, не означает, что он будет ликвидирован и целый ряд вузов уже реабилитирован в ходе деятельности рабочих групп. Окончательное решение будет приниматься на межведомственной комиссии, куда также входят депутаты Государственной Думы. Но очень жаль, что эта работа началась так хаотично и не системно, потому что, что делать тем студентам, которые сегодня оказались в вузах с признаками неэффективности, даже при условии, что завтра эти вузы реабилитируют? Нет сомнений, что значительная их часть будет реабилитирована, потому что у нас по ряду регионов все вузы оказались с признаками неэффективности. Мы полагаем, что это абсолютно недопустимо.