О порядке учета результатов переоценки основных средств при налогообложении

Министерство финансов РФ письмо от 22.03.2006 № 03-06-01-04/69
| официальная переписка | печать

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 1 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признанного объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и указанным Положением. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (п. 14 указанного Положения).

Пунктом 15 названного Положения установлено, что коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего расчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

ОАО в установленном порядке проведена переоценка объектов основных средств, результаты которой отражены в бухгалтерском учете и отчетности общества по состоянию на 1 января 2005 года.

Пунктом 4 статьи 376 Кодекса установлено, что среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемая объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Исходя из данной нормы Кодекса в ее взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 374 и пункта 1 статьи 375 Кодекса следует, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (т.е. на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом).

Что касается ранее действовавшего порядка расчета налоговой базы по налогу на имущество предприятий, согласно которому результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января налогового периода по данному налогу не учитывались при исчислении налога на имущество предприятий за предыдущий налоговый период, то данные ограничения регулировались, в частности, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1148 «О переоценке основных фондов» (п. 7), от 07.12.96 № 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» (п. 5) и др. и применялись до признания утратившим силу Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий».

Следует также учитывать, что в Законе Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» отсутствовал порядок определения среднегодовой стоимости имущества предприятия, в связи с чем указанный порядок регулировался Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (с учетом особенностей, установленных вышеназванными постановлениями Правительства Российской Федерации), а также разъяснениями Госналогслужбы России (МНС России) и Минфина России.

В отличие от вышеназванного Закона главой 30 Кодекса установлен единый для всех налогоплательщиков порядок определения налоговой базы (среднегодовой стоимости) по налогу на имущество организаций, являющийся нормой прямого действия.

В связи с этим ранее изданные подзаконные акты по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество предприятий не могут являться основанием для их автоматического распространения на порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

При этом, учитывая, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год, а в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно и не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего расчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года, вопрос об уточнении порядка определения среднегодовой стоимости имущества заслуживает внимания и требует законодательного урегулирования.

Учитывая это, данный вопрос будет рассмотрен в рамках проводимой Минфином России работы по совершенствованию законодательства о налогах и сборах.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. ШАТАЛОВ