1. Главная / Документы / Нормативные правовые акты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| нормативные правовые акты | печать | 8320

Положение по бухгалтерскому учёту «Операционные сегменты» (ПБУ 12/__) (Проект)

Министерство финансов РФ проект приказа

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и некоммерческих организаций).

2. Организации (за исключением субъектов малого предпринимательства) должны раскрывать в пояснениях к своей бухгалтерской отчетности информацию по сегментам, если выполняется хотя бы одно из перечисленных ниже условий:

выпущенные организацией ценные бумаги обращаются на открытом рынке;

организации начала процесс выпуска ценных бумаг для обращения на открытом рынке;

организация представляет бухгалтерскую отчетность федеральному органу исполнительной власти, регулирующему рынок ценных бумаг, с целью последующего выпуска своих ценных бумаг для обращения на открытом рынке.

3. Организация, не удовлетворяющая ни одному из условий, перечисленных в пункте 2 настоящего Положения, может применить настоящее Положение добровольно в целях раскрытия информации по сегментам в своей бухгалтерской отчетности. Если такая организация принимает решение о неприменении настоящего Положения, она не может какую-либо информацию в своей бухгалтерской отчетности именовать информацией по сегментам.

4. Настоящее Положение не применяется при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

5. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

образцов форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

особенностей формирования сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

порядка публикации бухгалтерской отчетности.

6. Применение настоящего Положения должно обеспечивать заинтересованных пользователей информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, её хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

7. Требования настоящего Положения применяются с учетом требований пунктов 4 – 16 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (далее – ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. №43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается).

II. Выделение операционных сегментов

8. Для целей настоящего Положения под операционным сегментом понимается часть деятельности организации:

способная приносить выручку и требующая расходов (включая подразумеваемые выручку и расходы от операций с другими сегментами);

результаты которой регулярно анализируются должностными лицами организации, наделенными полномочиями и ответственностью в принятии решений по распределению ресурсов между сегментами и оценке их результатов;

по которой в организации имеется обособленная финансовая информация.

Под должностным лицом организации, наделенным полномочиями и ответственностью в принятии решений по распределению ресурсов внутри организации и оценке сегментных результатов (далее – полномочное лицо организации), понимается как сотрудник основного управленческого персонала, так и коллегиальный орган управления организации, наделенный соответствующими полномочиями и ответственностью.

9. В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности организации, основой выделения операционных сегментов могут служить:

производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

географические регионы, в которых осуществляется деятельность;

структурные подразделения организации;

другие факторы.

В качестве операционного сегмента может быть выделено направление деятельности организации, как уже приносящее выручку, так и находящееся в процессе ввода в эксплуатацию и способное приносить выручку в будущем.

10. Выделение операционных сегментов организации производится на основе информации, представляемой полномочным лицам организации, сведений, размещаемых в средствах массовой информации, иной доступной информации, в частности, управленческих документов по планированию, отчетов высшего органа управления организации, сведений, опубликованных на Интернет-сайте организации, и т.п.

11. Несколько направлений деятельности организации могут быть определены как единый сегмент, если такое объединение соответствует целям настоящего Положения и целям ПБУ 4/99, а также при условии сходства экономических характеристик объединяемых направлений и сходства по всем следующим факторам:

характеру (назначению) продукции, товаров, работ, услуг;

процессу производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

потребителям (покупателям, заказчикам) продукции, товаров, работ, услуг;

методам продажи продукции, товаров, работ, услуг;

специфике нормативного правового регулирования деятельности.

12. При определении операционных сегментов, помимо основных критериев выделения операционных сегментов, указанных в пунктах 8 – 11 настоящего Положения, организация принимает во внимание следующие дополнительные факторы:

характер деятельности операционного сегмента;

наличие руководителя операционного сегмента;

информацию, представляемую совету директоров (наблюдательному совету) организации;

другие аналогичные факторы.

III. Отчетные сегменты

13. Операционный сегмент признается отчетным и информация по нему обособленно раскрывается в бухгалтерской отчетности посредством представления установленного перечня показателей, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

выручка данного сегмента от продажи внешним покупателям и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли операционных сегментов, финансовым результатом деятельности которых является прибыль, или суммарного убытка операционных сегментов, финансовым результатом деятельности которых является убыток;

активы данного сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех операционных сегментов.

14. Операционный сегмент, показатели которого ниже предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения, может быть выделен в качестве отчетного, с отдельным раскрытием информации по нему, если, по мнению руководства организации, информация по данному сегменту будет являться полезной для заинтересованных пользователей или если существует необходимость выделения большего числа отчетных сегментов для выполнения условия, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения.

15. Для формирования отчетного сегмента организация может объединить информацию по двум или более операционным сегментам, показатели которых ниже предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения, в том случае, если такое объединение соответствует требованию пункта 6 настоящего Положения, а также при условии сходства объединяемых сегментов по факторам, установленным пунктом 11 настоящего Положения.

16. На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж внешним покупателям (заказчикам).

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75 процентов выручки от продаж внешним покупателям (заказчикам), то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям, предусмотренным пунктом 13 настоящего Положения.

17. Показатели, характеризующие деятельность, не включенную в отчетные сегменты, раскрываются по отдельной категории «Прочие сегменты».

18. Перечень отчетных сегментов устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.

Если число отчетных сегментов составляет более десяти, целесообразно проанализировать возможность объединения отчетных сегментов, при условии соответствия такого объединения требованиям, установленным пунктом 11 настоящего Положения.

19. При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов.

Если операционный сегмент, выделенный в качестве отчетного в периоде, предшествующем отчетному, в отчетном периоде не соответствует условиям отчетного сегмента, но предполагается, что указанный сегмент будет выделяться как отчетный в будущем, такой сегмент выделяется в качестве отчетного сегмента в отчетном периоде.

Если операционный сегмент впервые стал удовлетворять критериям отчетного сегмента в отчетном периоде, информация по нему должна быть представлена также и за предшествующие отчетному периоды. Организация освобождается от выполнения данного требования, когда необходимая информация отсутствует и (или) ее подготовка противоречит требованию рациональности.

IV. Оценка показателей отчетных сегментов

20. Показатели деятельности отчетных сегментов, подлежащие раскрытию в соответствии с пунктами 25–29 настоящего Положения, приводятся в оценке, в которой они представляются полномочному лицу организации для принятия решений о распределении ресурсов между сегментами, оценки их результатов (по данным управленческого учета).

21. Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат обоснованному распределению между данными сегментами.

Распределенные суммы выручки, расходов включаются в раскрываемый в бухгалтерской отчетности финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента только в том случае, если такие данные включаются в расчет финансового результата (прибыли, убытка) сегмента, используемого полномочным лицом организации для принятия управленческих решений.

22. Если полномочное лицо организации для принятия управленческих решений использует несколько показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств отчетного сегмента, исчисленных по различным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности организации приводятся показатели, правила оценки которых наиболее соответствуют правилам оценки, принятым для отражения финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств, в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации.

V. Раскрытие информации по отчетным сегментам

23. Организация раскрывает в пояснениях к своей бухгалтерской отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:

общую информацию по отчетным сегментам;

показатели деятельности сегментов и методы их оценки;

сопоставление совокупных показателей деятельности сегментов, с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности организации;

иную информацию, предусмотренную настоящим Положением.

24. В составе общей информации по отчетным сегментам организацией раскрывается:

описание факторов, использованных для выделения операционных сегментов, признаваемых отчетными;

факты объединения операционных сегментов;

виды продукции (товаров, работ, услуг), от продажи которых каждый отчетный сегмент получает выручку, в том числе источники выручки прочих сегментов.

25. По каждому отчетному сегменту организацией раскрываются следующие показатели:

финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;

общая величина активов на отчетную дату.

Общая величина обязательств на отчетную дату раскрывается по каждому отчетному сегменту, если такие данные представляются полномочному лицу организации.

26. Организацией раскрываются следующие показатели по каждому отчетному сегменту в случае их представления полномочному лицу организации на регулярной основе, независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) сегмента:

выручка от продажи внешним покупателям (заказчикам);

подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;

проценты (дивиденды) к получению;

проценты к уплате;

величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

иные существенные доходы и расходы;

налог на прибыль.

По каждому отчетному сегменту показатель «проценты (дивиденды) к получению» раскрывается отдельно от показателя «проценты к уплате». Зачет между указанными показателями допускается в случае, если проценты (дивиденды) к получению составляют большую часть доходов сегмента и полномочному лицу организации представляется показатель, исчисляемый как проценты (дивиденды) к получению за вычетом процентов к уплате.

27. Организацией раскрывает по каждому отчетному сегменту величину внеоборотных активов в случае представления такого показателя полномочному лицу организации на регулярной основе, независимо от включения этого показателя в расчет общей величины активов сегмента.

28. В отношении оценки показателей, раскрываемых в отчетности по каждому отчетному сегменту, организация раскрывает следующую информацию:

порядок учета операций между отчетными сегментами;

характер различий, если они не очевидны из результатов сопоставления, раскрываемых в соответствии с пунктом 29 настоящего Положения, между:

показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов;

показателями активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов.

характер изменений методов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) сегмента, в сравнении с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовые результаты (прибыли, убытки) отчетных сегментов в отчетном периоде;

характер и влияние различного распределения данных между отчетными сегментами в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми они связаны.

29. Организация раскрывает результаты сопоставления суммарной величины следующих существенных показателей деятельности сегментов, включая прочие сегменты, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации:

суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации;

суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль;

суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации;

суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации,

суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации.

Разницы, полученные в результате сопоставления суммарной величины существенных показателей деятельности сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации, а также причины их возникновения подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.

30. При изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, должна быть пересчитана в соответствии с новой структурой сегментов, за исключением случаев, когда такая информация отсутствует и (или) такой пересчет противоречит требованию рациональности. При этом подлежит пересчету сравнительная информация по каждому показателю сегмента.

Факт пересчета (невозможности такого пересчета) подлежит раскрытию в составе информации по отчетным сегментам.

Если соответствующая информация не пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так и новой структуры сегментов.

31. В дополнение к информации, раскрываемой в соответствии с пунктами 23-30 настоящего Положения, организацией раскрываются показатели, предусмотренные пунктами 32-34 настоящего Положения, сформированные в соответствии с правилами оценки, принятыми для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации.

Показатели, предусмотренные пунктами 32-34 настоящего Положения, могут не раскрываться в случае их отсутствия, и (или) если их подготовка противоречит требованию рациональности.

32. Организация раскрывает выручку от внешних покупателей (заказчиков) по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или однородных групп продукции, товаров, работ, услуг.

33. Организация раскрывает по каждому географическому региону деятельности следующую информацию:

величину выручки от продажи внешним покупателям (заказчикам), в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж в зарубежных странах;

балансовую величину внеоборотных активов, в том числе отдельно размещенных на территории Российской Федерации и размещенных на территории зарубежных стран.

Если величина выручки от продажи внешним покупателям (заказчикам), полученной в отдельной зарубежной стране, или балансовая величина внеоборотных активов, размещенных на территории отдельной зарубежной страны, является существенной, такой показатель раскрывается обособленно.

При этом организация должна раскрыть правила отнесения выручки от продажи внешним покупателям (заказчикам) к отдельным странам.

34. Организация раскрывает следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продажи которым составляет не менее 10 процентов общей выручки организации от продажи внешним покупателям (заказчикам):

наименование покупателя (заказчика);

общая величина выручки, полученной от такого покупателя (заказчика);

наименование отчетного сегмента или сегментов, к которым относится данная выручка.