1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 804

О транспортном налоге

Федеральная налоговая служба письмо от 07.03.2006 № 21-5-05/31

Управление администрирования ресурсных и имущественных налогов направляет для использования в работе Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 13.02.2006 № 03-06-04-02/02 по вопросу начисления пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.

И. о. начальника Управления администрирования ресурсных и
имущественных налогов, советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
В. Ханунов

ПРИЛОЖЕНИЕ

Письмо Минфина России от 13 февраля 2006 г. № 03-06-04-02/02


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Письмо от 09.12.2005 № 01-2-02/1714 о транспортном налоге и сообщает.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налог исчисляется исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную или иную характеристику объекта налогообложения, по итогам налогового периода на основе предусмотренных Кодексом принципов и порядка определения обязательных элементов налогообложения, в том числе порядка исчисления налога (часть 1 статьи 52 Кодекса), налоговой базы (статья 53, пункт 1 статьи 54 Кодекса), налогового периода (статья 55 Кодекса), срока уплаты налога (пункты 1 и 3 статьи 57 Кодекса). Налоговый период может состоять из отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Пунктом 3 статьи 12 Кодекса установлено, что по региональным налогам законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

В силу статьи 360 Кодекса налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год. При этом в отличие от положений глав 30 «Налог на имущество организаций» (статьи 379, 382, 383, 386) и 31 «Земельный налог» (статьи 393, 396, 397, 398) Кодекса главой 28 «Транспортный налог» Кодекса до 1 января 2006 года не были предусмотрены отчетные периоды и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу. Кодексом также не было предоставлено право субъектам Российской Федерации определять отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу по итогу отчетных периодов. В связи с этим в Приказе МНС России от 29.12.2003 № БГ-3-21/724 «Об утверждении формы налоговой декларации и Инструкции по ее заполнению» отсутствовал порядок расчета авансовых платежей по налогу.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 57). При этом пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик (плательщик сборов) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (пункт 20), при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.

Кроме того, в Постановлении от 11 мая 2005 г. №‑32пв04 Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал на то, что из анализа приведенных норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства следует, что законодатель субъекта Российской Федерации при установлении и введении в действие своим законом транспортного налога как одного из видов регионального налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты, обязан учитывать нормы Кодекса.

Учитывая изложенное, полагаем, что до внесения изменений в главу 28 Кодекса, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.

Федеральным законом от 20 октября 2005 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), вступившим в силу с 1 января 2006 года, установлены для налогоплательщиков-организаций отчетные периоды по транспортному налогу, порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей, а также сроки представления расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу.
Кроме того, указанным Федеральным законом глава 28 Кодекса дополнена статьей 363.1, определяющей порядок и сроки представления налогоплательщиками, являющимися организациями, налоговых деклараций по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, формы по которым в настоящее время разрабатываются Минфином России совместно с ФНС России.

Таким образом, начиная с 2006 года в случае нарушения установленных статьей 363 Кодекса (в редакции Федерального закона) сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу подлежат уплате пени за каждый день просрочки авансового платежа.

Директор Департамента
М. Моторин