1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 2456

О применении Письма Минфина России от 06.04.2009 № 03-04-07-01/109

Федеральная налоговая служба письмо от 09.04.2009 № ШС-17-3/78

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.04.2009 № 03-04-07-01/109 по вопросу применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 № 5-П.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2-ГО КЛАССА

С. ШУЛЬГИН

ПРИЛОЖЕНИЕ

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 апреля 2009 г. № 03-04-07-01/109

Министерство финансов Россий­ской Федерации рассмотрело письмо ФНС России от 09.12.2008 № 3-5-01/765 по вопросу применения положений Постановления Конституционного Суда Россий­ской Федерации от 13.03.2008 № 5-П (далее — Постановление № 5-П) и сообщает следующее.

В пункте 2 резолютивной части вышеуказанного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащим Конституции Российской Федерации абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года № 112-ФЗ (в настоящее время — абзац восемнадцатый), поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционноправовому смыслу во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и в общей системе правового регулирования предполагает право родителя, приобретшего за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета, установленного законом.

В соответствии с положениями статей 118 и 125 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, пункта 3 части первой статьи 3, статьи 6, части второй статьи 74, частей второй и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон № 1-ФКЗ) норма, признанная не противоречащей Конституции Российской Федерации в конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации, подлежит применению именно в соответствии с выявленным Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовым смыслом. Иное понимание последствий конституционно-правового истолкования нормы означало бы возможность ее применения в противоречие Конституции Российской Федерации и не соответствовало бы правовой природе и юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации, которые обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Таким образом, поскольку в пункте 2 резолютивной части Постановления № 5П признан не противоречащим Конституции Российской Федерации как абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года № 112-ФЗ, так и абзац восемнадцатый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, действующий в настоящее время, в том конституционноправовом смысле, который выявил в данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, то необходимо применять данный абзац с учетом позиции, изложенной в Постановлении № 5-П.

Учитывая, что изменения, которые были внесены в абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 112-ФЗ и последующими законодательными актами, носили уточняющий характер и не изменили существа нормы, то данную норму необходимо применять в том конституционноправовом смысле, который выявил Конституционный Суд Российской Федерации, с момента ее принятия, то есть с момента принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Как это прямо вытекает из пункта 2 резолютивной части Постановления № 5-П, имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов в пределах общего размера данного вычета, установленного законом, предоставляется родителю при приобретении им квартиры в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми за счет собственных средств родителя.

Толкование правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении № 5-П, с целью их применения в иных случаях приобретения имущества родителями совместно со своими несовершеннолетними детьми может дать только сам Конституционный Суд Российской Федерации, так как на основании статьи 83 Зако­на № 1-ФКЗ решение Конститу­ционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации.

СТАТС-СЕКРЕТАРЬ —

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. ШАТАЛОВ