Плата за право ограниченного пользования (сервитут) земельными участками как природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, не подлежит обложению НДС?

Министерство финансов РФ письмо от 20.01.2023 № 03-07-11/3898
| официальная переписка | печать

Вопрос: Организация в порядке пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) требуются письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС.

При этом согласно подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами.

Согласно ст. 9 Конституции РФ, п. 1 ст. 1 ЗК РФ земля относится к природным ресурсам.

Как установлено в ст. 606 ГК РФ, аренда представляет собой предоставление арендатору имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Таким образом, по мнению Общества, для целей применения пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ и аренда, и сервитут земельных участков, за которые взимается плата государственными органами и должностными лицами, относятся к операциям по предоставлению права пользования природными ресурсами.

Верна ли позиция организации, что арендная плата за пользование и плата за право ограниченного пользования (сервитут) земельными участками как природными ресурсами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в силу положений подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС?

 

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при предоставлении прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), а также в отношении арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом.

В данные перечни операции по предоставлению прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) не включены. В связи с этим указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом особенностей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении налогоплательщиками, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) нормами главы 21 Кодекса не установлено.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, то в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории «Сириус», иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами. Поэтому если арендная плата, взимаемая с организаций, заключивших с органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками, то указанная арендная плата не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ