Об учете отходов при определении показателей массы лома черных металлов и общей массы сырья, использованного для производства электростали, для целей акцизов

Министерство финансов РФ письмо от 13.10.2022 № 03-13-13/99199
| официальная переписка | печать

В связи с письмами от 15 марта 2022 г. и от 6 августа 2022 г. по вопросу порядка исчисления акциза на сталь жидкую Департамент налоговой политики (далее — Департамент) сообщает.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 181 Кодекса сталь жидкая, за исключением стали жидкой, предусмотренной подпунктом 22 данного пункта, признается подакцизным товаром.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 181 Кодекса сталь жидкая, выплавляемая в мартеновских, индукционных и (или) электрических сталеплавильных печах (далее — электросталь), при условии, если доля массы лома черных металлов в общей массе сырья, использованного для производства стали, за налоговый период составляет не менее 80 процентов, признается подакцизным товаром.

Налогообложение стали жидкой, предусмотренной подпунктом 21 и предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 181 Кодекса, в силу положений статей 182 и 193 Кодекса осуществляется по различным ставкам.

Из вышеприведенных норм статьи 181 Кодекса следует, что разделение стали жидкой на разные виды подакцизных товаров производится в том числе исходя из размера доли массы лома черных металлов в общей массе сырья, использованного налогоплательщиком для всей производимой им электростали за налоговый период.

Поскольку Кодексом не предусмотрено определение такой доли в разрезе марок стали, по каждой плавке и иных объектов учета, то размер указанной доли должен определяться за налоговый период в целом исходя из всей массы лома черных металлов в общей массе всего сырья, использованного для производства всей электростали.

Если определенная в целом у налогоплательщика доля массы лома черных металлов в общей массе сырья, использованного им для производства всей электростали, за налоговый период составляет менее 80 процентов, то электросталь будет признаваться подакцизным товаром в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 181 Кодекса.

Понятие лома черных металлов Кодексом не определено.

При этом в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Исходя из приведенного определения и положений ГОСТ Р 55104-2021 «Металлы черные вторичные. Термины и определения»1 в процессе производства продуктов (полупродуктов) металлургического производства плательщика акциза по стали жидкой могут образовываться отходы и брак, формирующие свою массу из любого исходного сырья и направляемые в переплавку на этом же производстве.


1 В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ГОСТ Р 55104-2012 "Национальный стандарт РФ. Металлы черные вторичные. Термины и определения", а не ГОСТ Р 55104-2021. 


Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при определении показателей массы лома черных металлов и общей массы сырья, использованного для производства электростали за налоговый период, может учитываться масса соответствующих отходов, полученных налогоплательщиком в рамках собственного металлургического производства и направляемых им на переплавку.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

                                                                                                      Р.А.ЛЫКОВ