О применении методики расчета обесценения активов в целях исчисления налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости недвижимого имущества

Федеральная налоговая служба письмо от 31.08.2022 № БС-4-21/11468@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 16.08.2022 (далее — Письмо) по вопросам определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (далее - налог) исходя из среднегодовой стоимости имущества и применения методики расчета обесценения активов организации и сообщает.

К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся определения налоговой базы по налогу. Вместе с тем по вышеуказанным вопросам полагаем возможным рекомендовать следующее.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 375 Кодекса при определении налоговой базы по налогу как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества объектом налогообложения признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Таким образом, в рассматриваемом случае налоговая база по налогу определяется исходя из установленных правил по ведению бухгалтерского учета основных средств организации.

Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н (далее — ФСБУ 6/2020), установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения (пункт 25).

Согласно пункту 38 ФСБУ 6/2020 организация проверяет основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории России приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н (далее — МСФО 36).

Полномочия налоговых органов, определенные Кодексом, и МСФО 36 не предусматривают указанное в Письме подтверждение налоговым органом правомерности применения организацией методики расчета обесценения активов и проведение оценки методики расчета среднегодовой стоимости имущества.

Налоговые органы, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса, обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налога в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе посредством проведения налоговой проверки и в форме налогового мониторинга (пункт 1 статьи 82, пункт 1 статьи 87 Кодекса).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Минфин России.

С учетом изложенного при необходимости за разъяснениями перечисленных в Письме терминов и определений, содержащихся в МСФО 36 и используемых налогоплательщиком-организацией для обоснования результатов обесценения активов, целесообразно обращаться в Минфин России. При этом направление соответствующего запроса не требует согласования с Управлением ФНС России.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК