О применении доверенностей в рамках электронного документооборота налоговых органов с уполномоченными представителями налогоплательщиков

Федеральная налоговая служба письмо от 03.06.2022 № ЕА-3-26/5811@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение от 25.05.2022, сообщает, что применение доверенности, совершенной в электронной форме и подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя (далее — электронная доверенность), не исключает применение доверенностей на бумажных носителях в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее — закон № 63-ФЗ) представление доверенности осуществляется посредством ее включения в пакет электронных документов, если иной порядок представления такой доверенности не предусмотрен соглашениями при взаимодействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в соответствии с требованиями к таким нормативным правовым актам, которые вправе устанавливать Правительство Российской Федерации.

ФНС России осуществляет свои полномочия на основании положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), которыми в том числе установлены: возможность создания доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя, — пунктом 3 статьи 29 Кодекса и полномочия по утверждению формата и порядка направления электронной доверенности по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) — пунктом 5 статьи 80 Кодекса.

Таким образом, разработанная в соответствии с указанными положениями Кодекса электронная доверенность (приказ ФНС России от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445@ "Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи") применяется как еще один способ создания (совершения) доверенностей и не оказывает влияния на процесс приема от уполномоченных представителей налогоплательщиков налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС, отличного от оказываемого доверенностями, использующимися в настоящее время, а также не предполагает их отмену и не является основанием для прекращения ранее выданных доверенностей.

Обязанность по использованию исключительно электронных доверенностей в рамках электронного документооборота налоговых органов с уполномоченными представителями налогоплательщиков положениями Кодекса в настоящее время не устанавливается.

Вместе с тем предполагается, что в дальнейшем, в том числе с учетом положений статей 17.2 и 17.3 закона № 63-ФЗ, при осуществлении электронного документооборота с налоговыми органами по ТКС именно электронные доверенности будет наиболее предпочтительными, в связи с чем в территориальных налоговых органах ФНС России рекомендуют именно такой способ совершения доверенностей.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

А.В.ЕГОРИЧЕВ