<О предложении по установлению налоговых каникул по уплате акциза и НДС для производителей табачной продукции>

Министерство финансов РФ письмо от 11.04.2022 № 03-13-07/30848
| официальная переписка | печать

В связи с письмом по вопросу предоставления производителям табачной продукции налоговых каникул по уплате акциза и налога на добавленную стоимость Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии со статьей 63 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если лицо нуждается во временном снижении налоговой нагрузки, оно вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, при наличии оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, и соблюдении условий, предусмотренных статьями 61, 62, 64 Кодекса. Такая отсрочка (рассрочка) предоставляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, указанных в пунктах 5 - 5.1 статьи 64 Кодекса.

При этом освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов приведет к потерям доходов федерального бюджета, источники восполнения которых не определены.

Кроме того, освобождение от уплаты акцизов в отношении табачной продукции противоречит государственной политике, направленной на снижение ее потребления.

Что касается отмены максимальной розничной цены на табачную продукцию, то установление максимальных розничных цен на табачные изделия предусмотрено статьей 187.1 Кодекса в целях исчисления акцизов.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 187 Кодекса налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки.

В настоящее время в отношении таких видов табачных изделий, как сигареты и папиросы, Кодексом установлены комбинированные налоговые ставки акцизов.

Расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется в соответствии со статьей 187.1 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 187.1 Кодекса расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем, импортером) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Таким образом, максимальная розничная цена является необходимым элементом ставки налога, участвующим в расчете суммы акцизов на табачные изделия. При этом необходимо отметить, что переход к исчислению адвалорной составляющей ставки акциза исходя из максимальной розничной, а не отпускной цены табачных изделий устранил одну из главных проблем комбинированной системы взимания акцизов на табачные изделия в Российской Федерации - занижение налогоплательщиками отпускных цен.

Кроме того, стоит отметить, что исчисление акцизов на табачные изделия в зависимости от максимальных розничных цен позволяет обеспечить равную налоговую нагрузку на табачную продукцию, реализуемую как по высоким, так и по относительно низким ценам, а также стабильные поступления доходов от акцизов в федеральный бюджет, рассчитываемых от фактической цены реализации табачной продукции конечным потребителям, которая может пересматриваться производителем, в том числе с учетом инфляции.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А.ЛЫКОВ

День
Неделя
Месяц